Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #35. Итоги

Нет, лучше дождаться развязки – она должна прийти сама собой, в естественном ходе вещей.

Франц Кафка

Учебный год завершён, а значит пришло время подводить итоги этого проекта. Я пока так и не решил, буду ли продолжать эти заметки в следующем учебном году. Или же этот год станет единственным в рамках данного проекта. Когда я его только планировал начать, я подразумевал, что он будет длительным. Может так и будет.

Уже в процессе написания поста решил разбить его не отдельные части — по учебным модулям. Так проще будет ориентироваться. А еще можно будет к отдельным модулям подобрать разные цитаты и музыку. Ну и добавить оглавление:

Модуль первый

Начну, пожалуй, с Пролога. Да, я смог сделать то, в чем так сильно сомневался на пороге нового учебного года. И не просто сделал, а справился довольно успешно. Кстати, слухов до меня больше никаких не доносилось. Видимо, на прежнем месте работы обо мне забыли и успокоились (знаю, что нет).

Я ещё хорошо помню первую учебную неделю и весь тот хаос, что творился — не было нормальной мебели, не было нормальных условий. Но мы справились и с этим. Уроки вели сразу и в полном объёме. И да, мне еще не один раз пришлось поработать грузчиком и разнорабочим. Это издержки того, что в школе не могли вовремя закончить ремонт и того, что я не умею говорить «нет». Кстати, самое запоминающееся из учебного процесса всего первого месяца — это то, что десятиклассники никак не могли разобраться с тем когда, куда и как им ходить — на информатику, на химию…

В третьей заметке планировал сделать в рабочем блоге развёрнутый пост о том, как переводить дробные числа из десятичной системы счисления в другие. И так этого и не сделал. Надо бы исправиться. Забавно, что проблемы неумения говорить «нет» всплывает довольно часто.

Некоторые заметки были закрытыми. Ну вот решил я так, что часть своих мыслей оставлю только для себя. Может быть когда-нибудь я и сделаю их публичными и открытыми, но точно не сегодня и не здесь. Так вот получилось и с четвертой заметкой. Хотя в принципе, это была довольно непримечательная неделя. Кстати, именно с этой недели я стал ежедневно делать краткий обзор того, что мы проходили на уроках с тем или иным классом. Это помогает мне лучше ориентироваться в том, с каким классом и на каком этапе изучения материалы мы находимся. Потому что с непривычки мне было довольно сложно запомнить в каком классе я уже прошёл материал, а где — нет.

В пятой заметке меня заставили порефлексировать над тем, зачем я вообще решил стать учителем и над тем, нравится ли мне им быть… Сложные вопросы, на которые довольно трудно дать однозначные и понятные ответы. А ещё эта неделя завершила первый учебный модуль, который пролетел как-то ну очень быстро. Наверное, всё дело в том невероятном количестве уроков, которые приходилось вести ежедневно.

В начало

Модуль второй

Интересно, что учебный материал довольно быстро улетучивается из голов учеников, если его не повторять постоянно. Но постоянно повторять одно и тоже не получится, потому что нужно успевать изучать и новый материал: программа обширная, а уроков мало. Вот в шестой заметке описываю то, как мы разбирали с восьмыми классами понятие массовой доли. Разбирали для того, что в конце года при выполнении подобных заданий на ВПР они не смогли с ними справиться. Весьма показательно.

А уже в седьмой заметке пришло осознание того, что сейчас у всех детей огромные проблемы с математикой. Оказывается, не только в моей прошлой школе дети не умели считать. Да, кстати, на этой же неделе рассмотрели ещё одно понятие из химии — молярную массу, — о которой меня спросили на итоговой контрольной работе «А когда мы проходили молярную массу?». Вот вам и постоянное повторение материала в течение учебного года. Кстати, отвечаю на вопрос — а можно ли считать ткань из разных нитей смесью? Да, ткань можно считать смесью, потому что при желании её можно разделить на составляющие компоненты.

В восьмой заметке пытался найти ответ на самый сложный вопрос, который обычно всегда задают ученики — где мне пригодится ваша химия? Ах, если бы я только знал. Если бы я мог предсказывать будущее. Но увы… Стоит заметить, что умственные изыскания проходили на фоне больших физических нагрузок — приходилось разгребать весь тот бардак, что случился после «переезда».

Кстати, с начала второго модуля начались и занятия кружка «Игры на Python: от идеи до продвижения». Тогда я ещё понятия не имел во что он превратится в конце — полнейший бардак и хаос. На первых занятиях мы старательно вникали в материал и тщательно выполняли все задания.

Некоторые заметки содержат не только скучные размышления по тому или иному поводу, но и интересные материалы по решению тех или иных задач. Например, в девятой заметке разбирал процесс написания программы для разложения числа на простые множители.

На десятой неделе обучения мне наконец-то удалось сделать с ребятами первую практическую работу. Пусть она и была довольно простой. Но уже достижение.

Да, а ещё в этой же заметке есть интересное наблюдение из жизни школы и учительского коллектива. И отношение администрации к коллективу. Это был первый «звоночек» о том, как порой непросто работать в большой школе. Но главная проблема — проблема взаимодействия отдельных составляющих огромного количества таких разных людей. И умение находить компромиссы и быть корректными по отношению друг к другу. В очередной раз порадовался тому, что быть простым учителем — это огромное облегчение.

Между десятой и одиннадцатой заметкой была еще одна — половинчатая, которая целиком была посвящена международной конференции EdCranch 2022. Надо бы, кстати, пересмотреть отдельные выступления.

В начало

Модуль третий

На одиннадцатой неделе мне удалось побывать на проверке работ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. И я понял, что тут тоже ничего не меняется от региона к региону. Хотя мне немного непривычна сама система проведения олимпиады — школьный этап прошел как-то практически мимо меня. И даже об свои участниках муниципального этапа я узнал в последний момент.

Ещё из интересного на этой неделе — педсовет по итогам триместра, о котором я ничего так и не написал, хоть мне и хотелось очень многое озвучить. Но…увы!

А ещё эта неделя запомнится событием, связанным прежде всего с книгами. И пусть напоминанием станет вот эта цитата:

Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое.

Рэй Брэдбери

А вот двенадцатая неделя началась с довольно значимого и печального понедельника… Кстати, в этой школе огромное значение играет рейтинг школ Московской области. И всё в школе подчиненно именно этому — попасть в «зелёную» зону этого самого рейтинга. Вот жаль только никто не задумывается о том, что если бы работа была подчинена другим целям, то попасть в эту зону было бы проще. Но кто я такой, чтобы указывать на ошибки и просчёты. А их было огромное множество в этом учебном году. Вот даже взять хотя бы тринадцатую заметку, в которой я описываю административные контрольные работы по химии и информатике. «Хаос и бардак» — два слова, которые просто идеально описывают не только эту неделю, но всю систему работы школы.

Самое противное — это когда ты готовишься к занятию, а дети на него не приходят. Это я сейчас о дополнительных занятиях по информатике, на которых мы разбирали задания ОГЭ. Они проходили в среду и в четверг. Пришлось развести на два дня, потому что дети из разных классов могли приходить в разные дни. Пошел навстречу. А толку? Ноль… и хорошее тому подтверждение четырнадцатая заметка. Кстати, в этой же заметки появляется такое явление как «отчётная форма». Это тот ещё фрукт, который кто-то наверху придумал, но как всегда на местах облачили в просто ужасную форму.

Главной радостью пятнадцатой недели была новость о том, что после Нового года мне разделят второй класс на две группы. Я очень наивный. Хотя уже тогда подозревал, что эти обещания так и останутся обещаниями. В заметке есть любопытное видео об оксиде азота(III). И на протяжении года я довольно часто делал вставки из химии в разных заметках. И очень смешной финал заметки на этой неделе… 🤣🤣🤣

В начало

Модуль четвертый

В первой заметке нового календарного года и шестнадцатой с начала учебного года как раз привел несколько примеров того, что должны знать и понимать дети, чтобы им было чуточку проще разбираться в вопросах химии: определение окислителя и восстановителя, а также расчет степени окисления элементов в соединениях. А ещё пришло осознание и подтверждение по поводу занятий во втором классе. В конце заметки еще немного химии — в этот раз «химии» азотной кислоты.

На семнадцатой неделе разбирали с детьми задания в среде Кумир для исполнителя Робот. И сейчас понимаю, что все мои старания были ненапрасными — до них-таки дошло, как правильно составлять программу для Робота, что он мог выполнять задания в любой подходящей обстановке. И еще в этой же заметке опубликовал документ с краткими сведениями по некоторым реакциям из аналитической химии. Конечно, речь только о качественных реакциях. Забавно, что в этой заметке я ещё надеялся показать поиск файлов в Линуксе. Но уже скоро мои мечты разобьются вдребезги.

В этой же заметке обзор «замечательных» результатов моей оценки компетентностей. Весьма забавное происшествие. Вот только никакого результаты моё обращение в техподдержку не дало.

В этой же заметке опубликовал большой разбор использования метода полуреакций при составлении окислительно-восстановительных реакций.

И вот на восемнадцатой неделе пришло осознание того, что с поиском в Линукс не всё так просто и понятно. И даже обновление системы до последней версии не особо помогло решить эти трудности. На этой же неделе начал заниматься с девятиклассниками подготовкой к ОГЭ по химии в разные дни: те, кто довольно трудно воспринимает материал, так и ходят по вторникам, а того, кто схватывает быстро и ушёл далеко вперёд, перенёс на пятницу.

Что-то в заметке девятнадцатой неделе нет ничего примечательного, всё банально и обычно: подготовка к ОГЭ по информатике и разбор тринадцатого задания, хаос на занятии со вторым классом, подготовка к практической работе в девятых классах.

Вот вроде бы уже опытный учитель химии и должен бы понимать, что использовать школьный мел для получения углекислого газа — не самая удачная идея. Но из-за того, что я не нашёл в лаборантской известняк (хотя он должен был быть и потом я его отыскал), пришлось воспользоваться мелом. Но так как он помимо карбоната кальция содержит еще и сульфат кальция реакция протекала не самым лучшим образом. Работу с третьим девятым классом делал уже с мрамором и всё получилось более… удачно. Так что почти вся заметка двадцатой неделе посвящена практической работе по химии в девятых классах.

За этот год выяснил для себя, что работать в маленькой школе и в большой школе — это как небо и земля… Правда! Очень большая разница. В большой школе как-то всё… более запущено, что ли. Вспомнилось тут одно выражение, которое использовала учительница из прошлой школы: «Каждый плывёт в своей подводной лодке.» Так вот тут я бы сказал, что «подводная лодка» каждого учителя в большой школе вообще не соприкасается с «лодками» других учителей. И эти мои сомнения по поводу правильности выбора своей профессии (заметка двадцать первая). Кстати, в этой же заметке опубликовал промежуточный итог игры, которую мы создавали со 2 классом. А ещё опубликовал алгоритм выполнения заданий «Цепочка химических превращений».

В начало

Модуль пятый

Модуль начался с окончания триместра… и с «разбора полётов» по девятым классам. Да, именно с этого началась двадцать вторая учебная неделя — нас отругали за то, что мы просто делаем свою работу. Пишу эти строки и вспоминаю, что по итогам года так ещё и не заполнили отчетные формы. А ведь когда-нибудь кто-нибудь об этом вспомнит. В этой же заметке вдруг остановился на некоторых функциях электронных таблиц.

Начало двадцать третьей недели было довольно бодрым — началась она родительским собрание в 9 классах. Неделя, благодаря празднику, была укороченной. А в предпраздничный день ещё и день самоуправления был. А сразу после праздника вдруг нас пригласили на педконсилиум по 10 классу. Сейчас, когда год закончился, у меня есть вопрос — почему все подобные мероприятия в этой школе не имеют итога. Они всегда проходят под риторические вопросы директора и никогда не принимается никакого решения. И на этой же неделе провёл пробник ОГЭ по информатике, который написали, к сожалению, только половина из тех детей, которые собрались сдавать информатику. В среду на этой неделе стали известны результаты ЕГЭ по химии. И тот самый одиннадцатиклассник, о котором я писал в этой заметке, набрал 82 балла. Я оказался прав — он смог набрать гораздо больше 70 баллов. И задать планку для следующих.

В двадцать четвёртой заметке нам опять напомнили, что мы должны дежурить каждую перемену в коридоре — следить за порядком и чтобы ремонт не портили. Интересно, конечно. Анализирую заметки за год и вижу, что очень много времени я уделил семнадцатому заданию ОГЭ по химии, но отдельные ребята так и не могут с ним справиться. С другой стороны, то, что на ОГЭ с ним справились все — довольно о многом говорит. Но главным событием этой неделе стали пробники ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам, которые внезапно решили написать…

Интересно читать, как накапливается моё разочарование занятиями кружка… Сейчас я вообще стараюсь о нём не думать — закончился и ладно. В двадцать пятой заметке выложил примеры заданий, которые предлагают выполнять детям. А ещё есть пример задачки по химии из ЕГЭ. А математика — царица всех наук! Но вообще эта заметка довольно много примеров содержит — например, ещё есть восьмое задание из ОГЭ по информатике и его разбор. И почему я забросил создание своей игры? Надо бы вспомнить. А ещё в этой заметке есть немного об олимпиадах ПРО-IT и ДНК Науки.

В начало

Модуль шестой

Забавно, что именно в начале этого учебного модуля и в двадцать седьмой заметке впервые заговорил о подведении итогов проекта. Кстати, в этой заметке есть интересная задачка из ЕГЭ по химии — задание 34. А ещё меня «обрадовали», что я прошёл в региональный этап олимпиады ПРО-IT. И по поводу этой же олимпиады выложил фрагмент переписки с организаторами.

Решил заморочиться и поучаствовать в диагностике по информатике, которую проводил Яндекс Учебник. Именно с этого и начинается двадцать восьмая заметка. На этой же неделе проходила всероссийская проверочная работа по английскому языку, которую тоже выполняли на компьютерах. И я оказался прав по поводу того ученика: он не зря пытался вникнуть в решение четырнадцатого задания — получил на ОГЭ 19 баллов из 19.

Самым значимым событием двадцать девятой заметки стала встреча гостей, которые приехали в нашу школу, что узнать о том, как организовать работу «школы полного дня». А ещё меня снова посетили сомнения по поводу выбора профессии и его правильности. Вот только смысл?

На тридцатой неделе ученики одного из восьмых классов писали всероссийскую проверочную работу по химии. Результаты ее — так себе. Зато я сделал некоторые выводы для себя: со следующего года больше не будет у восьмых классов хороших отметок. Будет ровно то, на что выучили. Хватит… хватит подставлять самого себя — всё равно этого никто не оценит. И ещё событие, о котором стоит упомянуть — две недели подряд проводил по субботам пробники ОГЭ по химии и информатике. И была пара интересных моментов, связанных с ними. Кстати, этот ребёнок ещё не сдал экзамен по информатике. Поэтому завершение всей этой истории будет уже в эпилоге.

В тридцать первой заметке провёл небольшой эксперимент с формой самой заметки — каждый день в начале открывает небольшой синопсис. На самом деле — это мои заметки, которые я сделал во время написания заметки, чтобы не забыть, чем же был знаменателен тот или иной день. Но потом решил это оставить и посмотреть, как будет смотреться. А вообще вся заметка (как и предыдущие «длинные» выходные) прошла под знаком индивидуальных проектов одиннадцатиклассников, которые они защищали в четверг. Но так как одиннадцатиклассники люди не сознательные…

А ещё в этой же заметке есть небольшое пояснение к тому, как правильно оформлять текст, который ребята набирают в задании 13.2.

Кстати, смотрел вебинар, на котором говорили про отчисление детей с кружка… в ближайшее время. Вот сегодня 9 июня — детей до сих пор не отчислили.

Самая короткая заметка получилась под номером тридцать два. Просто я заболел и пришлось взять больничный. Но даже в эту укороченную неделю удалось сделать очень многое.

Как и полагается в конце учебного года — всех начинает интересовать как же они закончат этот год — с какими отметками. И начинают бегать и требовать. Этим и начинается тридцать третья заметка. И в этот раз я решил проявить свой характер и не давать никому поблажек. Зачем? Никто ведь всё равно не оценит и не поймёт.

Кстати, поймал себя на мысли, что в этом году я практически не делал фотографий и не снимал видео. Решил немного это восполнить.

В этой же заметке опубликован финальный вариант игры, которую мы сделали с второклассниками. Конечно, не у всех она получилась такой же, как у меня. Но ведь и не это главное.

Как и полагается, последняя учебная неделя (тридцать четвёртая) началась и проходила совсем не так, как я планировал. В школе вообще очень сложно придерживаться каких-то планов — слишком много факторов, которые эти планы постоянно нарушают.

И о благотворительности — она так и была моей отличительной чертой на протяжении всего года: на данный момент мне заплатили только за самый первый учебный модуль. Про оплату остальных модулей все упорно молчат. Я тоже перестал спрашивать. Мне не совсем понятно, почему я должен «клянчить» деньги, которые сам же и заработал. Не заплатят ну и ладно… Переживу. Буду умнее на будущее.

Но вдруг случилось чудо и в личном кабинете в четверг вечером появился акт за второй модуль. Я его сразу же скачал, заполнил и отправил в школу. А уже в пятницу загрузил обратно в личный кабинет. Ну теперь, если вспомнить, как всё было в прошлый раз, то месяца через два получу оплату за 2 модуль кружка, который закончили где-то в феврале ещё. Да, и у меня выкинули шестерых участников. Ну, чтобы заплатить меньше. Оно и понятно: аттестацию прошли всё, но заплатят за меньшее количество детей — надо же и себе денег выбить.

В начало


На этом проект заканчивается в этом учебном году. Будет ещё одна заметка — эпилог. Но я ещё подумаю над тем, будет ли этот проект продолжен в следующем учебном году. Или же он преобразуется во что-то новое. Если продолжу в этом же формате, то тогда эпилог будет только по этому году.

Photo by Visax on Unsplash