Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #21

Лишь заканчивая писать задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать.

Блез Паскаль

День первый — 13.02.2023, пн

Учитывая, что в прошлую среду пропали уроки информатики в девятых классах из-за итогового собеседования по русскому языку, решил, что с первыми группами не буду торопиться. Поэтому сегодня целый день со всеми классами проходили Урок цифры, который в этот раз посвящен «Анализу в бизнесе и программной разработке».

Но интереснее всего был второй урок с десятым классом, который вдруг пришел ко мне в полном составе, потому что у них отменилось право. А предупреждать меня об этом, видимо, лишнее.

Вообще наблюдаю и очень интересное отношение к учебному процессу в этой школе. Как будто это что-то второстепенное, абсолютно неважное. Гораздо важнее всё остальное — разбор коробок, растаскивание мебели… но только не учеба. Интересно, почему же дети должны относиться к нему иначе, если взрослые сами так поступают?

То, что происходит с кружком, мне совсем непонятно. Материал выстроен в совершенно непонятно порядке. И не понимаю, к чему мы идём. И чем будем заканчивать второй модуль. Сейчас все озабочены только тем, чтобы «осуществить донабор». Видимо, не особо много желающих… Я бы вот уже тоже отказался от всей этой затеи. Только трата времени и сил. А результативность — ноль.

День второй — 14.02.2023, вт

Сегодня с восьмыми классами разбирали химические свойства оксидов и кислот. И вот опять столкнулся с тем, что дети элементарно не учат то, что необходимо (а может и не запоминают). Отдельные даже символы элементов не помнят — выходят к доске и до сих пор не могут вспомнить как пишется кальций. Хотя… У меня есть такие и в одиннадцатом, и в десятом классе. Но у этих хотя бы не обидно, потому что не я с ними символы учил.

С одним девятым написали контрольную работу по неметаллам, а с других пытались разобрать кремний и его соединения. Но с дежурным классом это практически было невозможно.

Потом ещё было занятие по подготовке к ОГЭ по химии, на котором опять спотыкались на семнадцатом задании. Вот никак мы не можем запомнить свойства классов и что с чем реагирует и как реагирует. Самое интересное — дети не слышат. Им говоришь — выучите. Они приходят на следующее занятие и говорят «А что? Надо было выучить?».

Иногда я думаю — зачем я выбрал такой сложный предмет как химия? Нет, понимаю, что физра — не моё, а рисовать я не умею… Но опять к мысли о том, а может всё-таки пора поменять сферу деятельности?

Кстати, завтра восьмые классы пишут региональные диагностические работы (РДР). Выполняют их они на ноутбуках. И надо будет с утра установить 60 ноутбуков в трёх кабинетах. И оказалось сегодня, что инженер наш уволился… и поэтому техническими специалистами поставили меня и учителя технологии. На мой вопрос — а что мне делать с моими уроками, мне ответили — 🤷‍♂️. Вот так и живём. Зато весело!

День третий — 15.02.2023, ср

Это была очень странная среда… Очень странная. Из всех своих уроков мне удалось нормально провести только две химии в восьмых классах. Мы разбирали с ними химические свойства оснований. А вот информатика в девятых классах опять безнадежно пропала.

Потому что большую часть дня я занимался какой-то ерундой. Ну правда! Лучше бы уроки вёл. Больше пользы было бы. Нет же… надо было помогать восьмым классам с ноутбуками при выполнении региональной диагностической работы.

Это довольно странная диагностика, которая построена с модном сейчас стиле проверки функциональной грамотности. Вот реально! Наше образование колбасит из года в год так, что я удивляюсь как мы ещё вообще можем чему-то учить и как дети ещё что-то знают и могут. Вспомнить хотя бы тот очумелый опыт с внедрение первых (или вторых?) фгос — якобы ребенок должен сам уметь определять свою образовательную траекторию. Ну-ну… Знаем мы эту траекторию.

Теперь вот мы вдарились с функциональную грамотность, без которой, оказывается, не прожить в современном мире. И проверяем мы её довольно странными заданиями. Нет, тесты нынче не в почёте. Но почему-то после прочтении огромного текста ребёнку надо выбрать один из предложенных вариантов. А, да… потом ещё просят обосновать свой выбор. Ага, наши дети такие красноречивые! Они только и могут смайликами изъясняться. А тут вдруг будут детально обосновывать свой ответ и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Кстати, мне особенно понравилось одно задание, в котором надо было «математически обосновать» свой ответ. Как мы поняли, надо было написать формулу расчёта ответа, потому что в соответствующем поле можно было составлять обыкновенные дроби и использовать различные математические символы.

Но я не об этом, я скорее о самой организации всей этой РДР. Планировалось, что проводить будем в трёх аудиториях на шестидесяти ноутбуках… В итоге — проводили на 20 ноутбуках и детских телефонах. Почему? Ну всё очень просто: технику надо готовить накануне, а не в день проведения работы. Да еще и с утра первым уроком не было возможности заняться ноутбуками. Кстати, откуда-то на свет вытащили ноутбуки 2018 года с Альт Линуксом 7, на которых никто не знает пароля от администратора. Но при этом чтобы просто настроить подключение ноута к wifi необходим именно этот пароль. Просто гениально! В итоге от этих ноутбуков не было никакого толку.

Во втором кабинете хотели использовать мои ноутбуки, на которых мы занимаемся со вторым классом и с кружком. Но вдруг выяснилось, что почему-то именно на них не открывается школьный портал, то есть выполнить работу просто невозможно.

Вот так было весело в среду. И я вот о чем подумал — впереди ВПР, которые в этом году в том числе планируют выполнять на компьютерах. Если только это будет так, то всю технику нужно будет настраивать и проверять накануне, а не в день проведения работы.

Кстати, в этой школе во всём прослеживается такое отношение. И я уже начинаю думать, что это стиль такой. Может со временем и я привыкну?

День четвертый — 16.02.2023, чт

С утра пришлось заниматься музыкальной аппаратурой для проведения праздничных мероприятий в честь масленицы.

Сегодня решил, что второй класс обойдется без ноутбуков. И что мы с ними будем писать. Для этого подготовил презентацию по нашей игре, которую вчера немного модифицировал. И теперь она почти закончена:

Пока в ней прописано только завершение игры в случае проигрыша. Но ещё нет никаких наработок по поводу того, как игрок может выиграть. Предложил детям подумать о том, как можно это сделать. И они предложили разные варианты: сделать разные уровни, сделать определённое число баллов, после набора которых у игры меняется фон и другие.

С девятым классов, который б, решали задания контрольной работы, которую они написали во вторник. А со вторым девятым классом написали эту самую контрольную работу.

Заметил, что мне совершенно не хочется ничего писать о десятом классе. Хотя сегодня на уроке информатики было довольно интересно, когда задал им задачку разработать алгоритм поиска фальшивой монеты среди тысячи нормальных. При этом фальшивая монета — легче остальных. И у нас есть весы двухчашечные, но нет разновесов и взвешивать мы можем не более семи раз. В итоге один из учеников предложил идею того, как можно это сделать, а другие помогли ему её усовершенствовать. Иногда командная работа даёт неплохие результаты.

Потом еще разбирали первую часть 14 задания ОГЭ по информатики с учениками из 9Б класса. Довольно сложно с этим заданием. Дети очень плохо ориентируются в электронных таблицах. А порой и с мышкой очень плохо управляются.

День пятый — 17.02.2023, пт

Последний учебный день перед каникулами. Немного сумасшедший. Тут ещё и какое-то спортивное мероприятие в честь предстоящего праздника наметилось. В связи с чем у меня не было на уроке половины одиннадцатого класса.

Вообще это был очень странный день. С девятыми классами: с одним разбирали задания контрольной работы, которую накануне написали; а со вторым написали эту самую контрольную работу по «Неметаллам».

С восьмыми классами продолжаем знакомиться с химическими свойствами основных классов неорганических соединений. Сегодня наступила очередь растворимых оснований — щелочей. А ещё учимся решать задания нового типа — цепочки превращений. Например, такую:

Na → NaOH →NaNO3

И тут важно помнить алгоритм:

  1. сначала определяем сколько у нас должно быть уравнений химических реакций, чтобы осуществить указанные превращения — для этого нумеруем стрелки.
  2. выписываем формулу исходного вещества и формулу вещества, которое необходимо получить:
    Na + … → NaOH
  3. дописываем уравнение реакции так, чтобы из исходного вещества получилось требуемое — для этого нужно помнить о свойствах веществ и о том, как они реагируют друг с другом:
    вспоминаем, что активный щелочной металл натрий легко реагирует с водой. При этом образуется щёлочь — гидроксид натрия и выделяется газообразный водород:
    Na + H2O → NaOH + H2
  4. не забываем расставить коэффициенты, если это необходимо, чтобы выполнялся закон сохранения массы веществ:
    2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

Вот вроде бы всё довольно легко и просто… Но нет. Не всё так просто, когда ты не знаешь ни определений веществ, ни их свойств.

Потом ещё было очередное занятие кружка по программированию. Сегодня пришло очень мало детей — то ли это связано с предстоящими каникулами, то ли их напугало моё сообщение о том, что будем проходить вторую промежуточную аттестацию. Из пришедших только трое смогли её пройти, кстати, потому что остальные не смогли попасть в свою учётную запись на Фоксфорд. Придётся проходить после каникул, потому что на каникулах я решил не собираться. Не хочу. Вообще мой энтузиазм по поводу этого кружка куда-то пропал. Наверное, это связано с этой ужасно построенной учебной программой — мы бесконечно перепрыгиваем с одного понятия на другое и нет никакой прослеживаемой схемы между этими прыжками. Зачем нам эти разрозненные знания? Не понимаю…


Впереди — неделя каникул — неделя передышки. Решил, что в этот раз ничем заниматься не буду. Надо навести хоть какой-то порядок в лаборантской. А всё занятия оставлю на время после каникул. Даже несмотря на то, что в кружке отстаём и без занятий в каникулы не удастся нагнать. Ну и ладно.

Photo by Jean-Philippe Delberghe on Unsplash