Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #18

Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

День первый — 23.01.2023, пн

Я всё время стараюсь убеждать себя в том, что главное в моей работе — это не деньги, которые мне за неё платят. Главное — это осознание, что дети могу чему-то научиться, что-то узнать, что в дальнейшем может пригодиться. А может не пригодится…

Начинать понедельник с десятым классом всегда очень непросто. Они всегда ужасно пассивные и сонные. С ними очень трудно что-то разбирать. Их почти невозможно вовлечь в учебный процесс. Да и тема не особо к этому располагала — вероятностные модели.

С девятыми классами разбирались с тем, что такое управление, как оно осуществляется в различных системах и какое влияние на управление оказывает обратная связь.

С одиннадцатым классом, который на этой неделе дежурит по школе и постоянно опаздывают на уроки, продолжали пытаться оформить их простенькие сайты. Но учитывая скорость их печати и знания английского языка, немного в этом преуспели.

Потом ещё было занятие с одиннадцатиклассницами, которые планируют сдавать ЕГЭ по химии. Сейчас мы с ними застряли на химических свойствах углеводородов, потому что это ну очень обширная тема. Она просто бесконечная. Я порой вообще думаю, что можно сделать ЕГЭ по органической химии отдельным от ЕГЭ по неорганической или общей химии.

Что меня не перестаёт удивлять, так это полное несоответствие уровня материала в учебнике химии за 10 класс и знаний, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ. Да, я знаю, что необходим профильный уровень подготовки. Но ведь об этом можно только мечтать в общеобразовательной школе. И приходится довольствоваться тем, что есть.

Потом ещё два часа занимались программирование на Python в рамках кружка. За который, кстати, мне до сих пор не заплатили. И никто ничего не знает об оплате. Это мне так нравится. Как работать, так есть кому и контролировать, и распоряжаться… но вот как платить… спросить не с кого: все отправляют друг к другу и так по кругу.

Пришел мне ответ на мою претензию по поводу результатов оценки компетенций. Как я и ожидал, написали, что задания они не рассылают. Написал, что буду обращаться в вышестоящие инстанции, потому что меня не устраивает их подход к оцениванию и интерпретации результатов. И предупредил, что у меня есть скриншоты заданий с моими ответами.

День второй — 24.01.2023, вт

Сумасшедший был день… Помните, я говорил, что никогда больше не буду планировать в один день сразу во всех восьмых классах практическую работу? Так вот — я соврал. Сегодня получали кислород и рассматривали его отдельные химические свойства. Я обычно для получения кислорода использую пероксид водорода, потому что он не требует нагревания и не создает столько грязи после себя, как реакция получения из перманганата калия.

Из-за того, что так и не разобрал до конца лаборантскую, не нашел пробки. Пришлось использовать готовый прибор для получения газов. А он всё же немного не предназначен для этого. Но всё равно кислород получили. Собрали и даже подтвердили его наличие с помощью тлеющей лучины. Кстати, собирали и методом вытеснения воздуха, и методом вытеснения воды. Нашел кристаллизаторы и поэтому решил показать обо способа сбора газа.

С девятыми классами изучали элементы VA -подгруппы: соединения фосфора. Тут ничего особо интересного. Снова практиковались в составлении окислительно-восстановительных реакций.

Написал в поддержку, что хотел бы увидеть разбор заданий, чтобы понимать где и почему я допустил ошибки, потому что привык анализировать свои действия. Посмотрим что ответят.

День третий — 25.01.2023, ср

Середина недели и начинается она с урока химии в десятом классе. Как всегда, была лишь половина класса. Решил их немного помучить и дал самостоятельную работу по спиртам и их свойствам.

Что меня никогда не перестанет удивлять, так это нежелание детей учиться. Вот вроде бы уже взрослые и так стремящиеся, чтобы их считали самостоятельными десятиклассники, по факту остаются такими же детьми.

С девятыми классами снова говорили про управление, обратную связь в управлении и кибернетику. Тут всё довольно предсказуемо и нормально.

С восьмыми классами писали контрольную работу по химии. Закончили изучать газовые законы и поэтому надо было подвести итоги.

Столкнулся со странной и непонятной проблемой. Мы же с теми, кто планирует сдавать ОГЭ по информатике, начали разбирать задания, которые выполняются на компьютере ещё на прошлой неделе. И я пообещал им, что на этой неделе покажу как осуществляется поиск файлов (и информации) в файловой системе на ОС Linux. Так вот… не смог показать, потому что оказалось не всё так просто с поиском на той Линукс, что установлена у нас на ноутбуках. Чтобы пользоваться там поиском нужно либо обновить ОС до более новой (десятой) версии, либо установить специальное приложение.

У меня, конечно, было огромное количество возмущений по этому поводу. Вот только высказать их некому. Пришлось промолчать. Но всё же… Вы представьте! Линукс в школы поставляется не бесплатно — лицензии надо покупать для юридических лиц. Но при этом фирма, которая за это берет деньги, не может обеспечить ни нормального функционирования ОС, ни работоспособность ее, ни даже техническую поддержку. Конечно, можно было написать в поддержку, дождаться ответа… Я решил этого момента избежать. Просто поискал ответы в интернете.

Да, я и раньше не особо восторгался Линуксом. И теперь от восторга не осталось и следа. Я помню эту версию Линукса (российской разработки) еще с 7 версии… И по сравнению с ней практически ничего не изменилось: ни внешне, ни функционально. Всё такое же убогое убожество.

Ну да ладно… Мне для работы на кружке и со вторым классом подходит и ладно.

Кстати, мне ответили в поддержке: «Ваше обращение находится в работе. Решение данной проблемы требует дополнительного времени.» Что ж… ждём!

День четвертый — 26.01.2023, чт

Видимо, второй класс мне никто так и не разделит ни на какие группы. Так и буду мучаться с целым классом. Эффективность работы стремится к нулю. И при всём моём желании исправить я это не смогу, потому что люди отказываются понять, что информатику можно преподавать только маленькой группе. Особенно если речь идёт о начальной школе и младшеклассниках. И я, кажется, уже с этим смирился, свыкся.

С десятым классом на информатике продолжаем изучать случайные числа и их создание с помощью компьютера. Заказал игральные кубики — в понедельник попробуем на практике посмотреть, как происходит распределение случайных чисел. А на химии начали изучать фенолы и их свойства.

С девятыми классами начали изучать элементы главной подгруппы IV группы Периодической системы химических элементов. Начали с общей характеристики и перешли к углероду и его аллотропным модификациям: алмазу, графиту, углю.

Потом еще было двухчасовое занятие с теми, кто собирается сдавать ОГЭ по информатике. Сегодня разбирали алгоритм выполнения двенадцатого задания — поиск файлов в файловой системе по определённому шаблону. И пришлось еще раз объяснять в конце как выполнять одиннадцатое задание для тех, кто не был на прошлой неделе. Потому что в четверг у них было устное собеседование по русскому языку и пришлось отменить занятие.

На проверку тетрадей уже не осталось ни сил, ни времени — ушел в начале седьмого после того, как прибрался в кабинетах.

День пятый — 27.01.2023, пт

И вот пятница! Не могу сказать, что долгожданная, потому что неделя пролетает довольно быстро. Наверное, так и бывает, когда занят тем, что нравится.

Сегодня выдался относительно спокойный день — восьмые классы дописали контрольную работу по газовым законам, с девятыми изучали свойства углерода, а в одиннадцатым писали контрольную работу по химическим реакциям.

Потом был урок на перерыв и обед. А потом занимались с девятиклассником подготовкой к ОГЭ по химии. Пришлось выделить ему отдельное время, потому что заниматься вместе со всеми ему довольно трудно и скучно. Он уже давно ушел вперёд и решает задания второй части, а мы с остальными всё ещё топчемся на заданиях первой части. Потому что люди элементарно не хотят запоминать информацию. И приходится каждый раз практически начинать с начала.

Потом было очередное занятие кружка, где познакомились с лямбда-функциями и научились их применять — решали задачки на использование анонимных функций. Как обычно, материал как-то выглядит несвязанным и оторванным от предудыщего.

Потом ещё сел проверять тетради восьмых классов, но понял, что не смогу закончить с проверкой сегодня и всё равно придется идти ещё и завтра.

День шестой — 28.01.2023, сб

Пришлось идти в субботу, потому что на неделе не будет свободного времени, чтобы проверить тетради и выставить отметки. И параллельно с проверкой тетрадей решил обновить все ноутбуки, чтобы можно было наконец-то показать, как выполнять поиск на ОС Линукс.

Тетрадей было очень много и поэтому закончил уже около пяти вечера. С ноутбуками не успел — не обновил пять или шесть. Но решил, что хватит для выходного дня.

Вечером ещё проверял работы десятиклассников, которые писали программы по генерации списков случайных чисел. Там у них было три задания:

  • составить генератор списка случайных чисел от 1 до 6 с количеством, которое определяет пользователь и вывести список на экран;
  • посчитать относительную частоту, с которой встречаются все числа в получившемся списке и вывести на экран;
  • угадать каким будет следующее число на основании данных об относительной частоте из предыдущего задания.

Ну как «написали»… я написал, а они списали. Кто-то даже списать без ошибок не смог. Самое обидное, что в числе этих «кто-то» тот ребенок, который хочет сдавать ЕГЭ по информатике.


Неделя была довольно плодотворной и насыщенной. Впрочем, как обычно.

В четверг меня попросили придумать темы заданий по информатике для программы «Умные каникулы», которая будет реализована летом в этом году. Придумывать пришлось на три уровня — начальный, основной и средний. Вроде и с этим справился.

Ответа от поддержки по оценке компетенций так и не получил. Наверное, надо очень много времени, чтобы разобраться с моим вопросом.

Photo by Annie Spratt on Unsplash