Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #20

Есть такая теория: Вселенная и время бесконечны, значит, любое событие неизбежно, даже невозможное.

Трасса 60 (Interstate 60)

День первый — 06.02.2023, пн

Понедельник и правда день тяжёлый… Особенно, если ты не особо хорошо отдохнул в выходные.

С девятыми классами разбирались с электронными таблицами. Учитывая, что очень много детей планируют сдавать в конце девятого класса информатику, решил в этом году уделить внимание не только Excel, но и другим программным решениям — ЛибрОфис и МойОфис. В принципе, они весьма схожи. И разница ощущается только если ты постоянно работаешь в Excel и довольно хорошо её знаешь. А детям, я думаю, вообще будет без разницы. Хочу, чтобы они могли спокойно и уверенно работать в любой программе.

С десятым классом мы начали делать в прошлый четверг игру на Scratch. И сегодня продолжили. Тем более, что их это вроде как увлекло. Посмотрим, что получится.

День второй — 07.02.2023, вт

Итак, сегодня впервые попробовали сделать практическую работу по химии с девятым классом. Пока только с одним. И в четверг будет с другим. В пятницу — с третьим.

Что могу сказать? Опыт, конечно, интересный. И детям понравилось. Хоть у нас и не всё получилось. Мы получали углекислый газ взаимодействием карбоната кальция (мел/мрамор) и соляной кислоты:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2

А потом подтверждали, что выделяется именно углекислый газ с помощью раствора гидроксида кальция («известковой воды»):

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O

Газ мы получили, а вот пропустить его через «известковую воду» не удалось — слишком мало его было. Хотя в моём демонстрационном опыте осадок выпал и раствор помутнел. Но вот добиться того, чтобы он вновь стал прозрачным в результате образования гидрокарбоната кальция, не получилось:

CaCO3 + H2O + CO2 = Ca(HCO3)2

Вторая часть работы состояла в том, что нужно было экспериментально обнаружить в какой из трёх пробирок находятся вещества: карбонат, сульфат и хлорид натрия.

Тут тоже всё прошло не так хорошо, как ожидалось. В первой реакции с соляной кислотой… просто не выделился газ. Подозреваю, что готовый раствор карбоната натрия, который я решил использовать и не проверил предварительно, был весьма старым и нерабочим. В результате ни в одной из пробирок газ не выделился и мы не смогли вычеркнуть ни одного раствора. И тут прозвенел звонок с урока.

Итоги и заметки на будущее:

  • убрать часть опыта с метиловым оранжевым — всё равно не укладываемся по времени и газа выделяется слишком мало, чтобы провести сразу два опыта;
  • мел/мрамор сразу заложить в прибор для получения газа, чтобы детям осталось только добавить соляную кислоты — экономим время;
  • пробирки для проведения распознавания солей натрия необходимо пронумеровать;
  • лучше, конечно, готовить большее количество комплектов, чтобы дети работали в парах (хотя сегодня было всего лишь три тройки).

Ну и с восьмыми классами продолжаем изучать классы неорганических соединений и сегодня рассмотрели классификацию и номенклатуру кислот. Попросил их переписать и выучить таблицу «Кислоты» из учебника, хотя моя таблица содержит большее количество кислот. Но пусть хоть те выучат. Пообещал, что на следующем уроке сделаю самостоятельную работу по трём изученным классам и разобрали задание, которое им надо будет выполнить — распределить приведённые вещества на три группы (оксиды, основания и кислоты) и назвать их.

День третий — 08.02.2023, ср

Сегодня был очень странный день, потому что девятые классы сдавали итоговое собеседование по русскому языку. Расписание уроков из-за этого довольно сильно ужалось — у меня вместо восьми уроков осталось только четыре, да и те закончились уже в начале первого.

С восьмыми классами написал самостоятельную, как и планировал. Я, кстати, сделал четыре варианта: для разных классов — разные варианты. На тот случай, если они фотографируют и делятся друг с другом заданиями. Поэтому в пятницу у двух других классов будут другие варианты.

Потом рассмотрели номенклатуру и классификацию солей. Условия для обучения были ужасные — с 8В нас запихнули в малюсенький кабинет английского языка на первом этаже, куда они все даже не поместились (это даже при том, что пришли не все). А во втором классе просто не пришли добрая половина обучающихся — видимо, посчитали не особо важными уроки, которые им поставили в этот день.

С десятым классом у меня было два урока и я провел химию, потому что проводить информатику со всем классом я был не готов. В итоге порешали задачки. Ну как порешали… решают всегда одни и те же, а другие даже не стараются мозгами пошевелить. Ну да и ладно… Пусть им химия нигде больше в жизни не встретится.

Вместо того, чтобы уйти пораньше домой, как все приличные люди, я занялся тем, что перемыл всю посуду после практической работы. Потом начал готовить новые реактивы, чтобы больше не было как в первый раз с карбонатом натрия. Поэтому пока приготовил, домой пошел уже почти в шесть часов.

Кстати, в очередной раз подумал о том, что нужно разобрать лаборантскую — непонятно где какие реактивы лежат и ничего не найдешь. Это очень неудобно и непрактично. Надо будет заняться этим в каникулы. Потому что в остальное время я просто не успеваю.

День четвертый — 09.02.2023, чт

Мой любимый день недели. Даже несмотря на то, что сегодня занятие со вторым классом. Я к ним уже даже как-то и привык. Хотя вот сегодня случилось то, чего я давно опасался. Один из детей разлил воду на ноут. Причем не на свой, а на соседский. Им ведь бесполезно говорить — они даже не слышат. А когда начал говорить о том, что нужно соблюдать правила техники безопасности при работе за компьютером, о которых говорил в самом начале, то он выдал мне — а вы мне не говорили. Вот и весь разговор.

Для себя же сделал зарубку — каждое занятие буду начинать с минутки напоминания о правилах безопасной работы за компьютером. Действительно — сам виноват. Надо напоминать постоянно.

С десятым классом мы довольно бодренько продвигаемся в создании своей игры. У кого-то даже фантазия разыгралась и они уже сделали несколько разных спрайтов.

С 9Б разбирали кремний, его свойства и соединения. Это последняя тема. Впереди контрольная работа по неметаллам. Пообещал выложить вопросы для подготовки в блоге. Сделаю это в воскресенье, наверное.

Со вторым девятым классом сделали практическую работу. И опять не мог начать вовремя, потому что учительница русского языка и литературы почему-то может позволить себе задерживать учеников на пол-урока. И ее не волнует, что у них есть уроки кроме её предметов. Я при случае ещё её всё выскажу.

Сегодня работа прошла более гладко. Но опять были моменты, которые помешали сделать её полностью и качественно.

Во-первых, газа выделилось так мало, что у детей гидроксид кальция просто не помутнел. Ну, у некоторых реакция прошла (в том числе, и у меня). Но немного обидно.

Во-вторых, они не слышат и не слушают инструкций. Я им говорю одно, а они делают другое. Попросил разлить растворы из пронумерованных пробирок с три пронумерованные пустые, так они разлили сразу во все шесть. (Заметка для себя — не нумеруй все шесть пробирок — делай только первую тройку с номерами, а еще три оставляй неподписанными.) В итоге, как они разливали растворы, я не знаю, но у некоторых почему-то не оказалось карбоната натрия. А на нитрат бария среагировали сразу два раствора. Как будто они перепутали и разлили один и тот же раствор под разными номерами. Выяснять — нет времени. Урок — есть урок.

В итоге опять пришёл к выводу, что проводить работы интересно и надо, но было бы замечательно, если бы при этом в запасе был ещё один урок.

Потом опять мыл посуду и готовил наборы на завтра — для 9А класса. В этот раз мне помог один из учеников, который прополоскал мне пробирки дистиллированной водой, пока я другие мыл под краном. Поэтому закончил чуть раньше.

Кстати, разбирая вчера реактивы, наткнулся на банку с мрамором. Поэтому для третьего класса подготовил приборы для получения газов с мрамором, а не с мелом. Мел раскисает и его потом трудно отмыть. С мрамором чуть проще — он не так быстро реагирует и потом можно промыть, просушить и убрать для другого раза.

Да, сегодня собирали классных руководителей 1-11 классов. Как я понял, всех экстренно заставили зарегистрироваться в Сферум. Удивительно, но даже меня наконец-то подтвердили и присоединили к школе. А ведь можно было это давно начать делать постепенно и неспеша. А не вот так… галопом и вскачь. Но… это, видимо, фишка всего образования — всё делать апосля.

День пятый — 10.02.2023, пт

Ура! Сегодня провёл последнюю третью практическую работу. В этот раз всё получилось и мы даже по времени уложились в урок.

С восьмыми классами закончили обзор основных классов неорганических соединений и теперь начнём изучать их химические свойства.

С одиннадцатым классом решали задачки и повторяли основные химические свойства металлов А-подгрупп.

Но самое противное случилось прямо с утра — меня «порадовали» изменения в расписании уроков: теперь мой первый урок стал шестым… Вот это было вообще… Ни предупреждения, ничего. Просто взяли и переставили. Как я понял, связано это с тем, что учителя поувольнялись.

Кстати, это тема для отдельной заметки… но попробую уложиться тут. Что должно случиться такого, чтобы учитель вот так взял и уволился посреди учебного года? Могу предположить только, что ему предложили более выгодное место. Как я понял, с начала этого года (календарного) уволилось уже три учителя. Довольно много, на мой взгляд.

Что я сам думаю по поводу увольнения? Я рассматриваю такой вариант. Но в любом случае, это будет только после окончания учебного года и выпускных экзаменов. Я не могу подвести директора и бросить её посреди года.

Интересно, что если раньше я рассматривал увольнение как-то что-то ужасное и критичное, то теперь мне кажется, что это лишь ступенька на твоём жизненном пути. И её просто надо преодолеть.

На кружок пришло довольно мало учеников. Наверное, моё поведение в понедельник их изрядно напугало. Создавали с ними бота для Telegram. И они задали мне закономерный вопрос — а зачем мы его делаем? Наверное, затем, чтобы уметь создавать и запускать бота в Telegram.


Меня тут ещё в пятницу огорчили, что во вторник надо будет ехать в какую-то школу в Бронницах. А это на другом конце Подмосковья. И я очень расстроился. Но оказалось, что преждевременно — регистрация закончилась и мне не зарегистрировали, так что и ехать не надо. Хоть какие-то хорошие новости

Photo by Sunil Ray on Unsplash