Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #27

Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за ум и знания.

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

День первый — 10.04.2023, пн

Ну что ж… первая заметка после каникул. Впереди — последний модуль в этом учебном году. Потом итоговая аттестация и отпуск. (Пора задуматься о подведении итогов проекта этого года — Заметки школьного учителя)

День был довольно насыщенным и разнообразным. С девятыми классами продолжаем изучать компьютерные сети и особенности их работы. Сегодня говорили о том, как устроена самая глобальная из всех глобальных сетей — Интернет, а также о том, что такое доменная система имен и адрес сайта.

С одиннадцатым классом попробовали пройти Урок цифры, который в этот раз посвящен Умному городу, но в итоге удалось посмотреть только видеоролик, потому что сайт с тренажёром оказался недоступен. Что ж… мы пытались.

С десятым классом хотели сделать простейшую экспертную систему на базе Microsoft Access, но ко второму уроку у нас отобрали ноутбуки и пришлось импровизировать. В итоге начали писать ту же экспертную систему, но на Python.

Потом с Александром разобрали одну задачку (тридцать четвёртое задание из ЕГЭ). Она оказалась не такой простой, как могло показаться на первый взгляд. Вообще, при решении задач по химии (да, наверное, и по любому другому предмету) главное — внимательно и вдумчиво читать условие. Вот задачка, кстати:

Медный купорос (CuSO4 ∙ 5H2O) массой 25 г растворили в воде и получили раствор с массовой долей соли 10%. К этому раствору добавили 8,4 г железа и после завершения реакции ещё 100 г 9,8%-ного раствора серной кислоты.

Определите массовую долю соли в полученном растворе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

ФИПИ — 298D4D

Потом ещё начались курсы, на которые я записался (точнее — вынудили записаться): «Эффективная реализация модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания» и «Современный классный руководитель: инструменты и технологии эффективной работы». Курсы, как я понял, чисто номинальные и формальные. Пришел «дядечка» прочитал материал, ушел. Всё.

В завершении дня меня обрадовали тем, что я прошел в региональный (очный) этап олимпиады PRO-IT. Он будет проходить тринадцатого апреля на базе четырнадцатой школы Долгопрудного. Так что придётся куда-то переставлять свои уроки, которые как раз в четверг у меня после обеда, когда будет и олимпиада проходить.

Вот такие новости понедельника.

День второй — 11.04.2023, вт

Вторник… длинный, почти бесконечный. Потому что завтра восьмые классы пишут ВПР по географии. А задания будут в электронном виде и выполнять их они будут на компьютерах. Поэтому надо было сегодня подготовить все необходимые ноутбуки и программы. Пока всё закончили…

С восьмыми классами продолжаем изучать Периодический закон и Периодическую систему химических элементов. И сегодня я вдруг понял, как сильно не хватает объяснения того, что помимо энергетических уровней в атомах есть ещё и энергетические подуровни. Ведь как еще объяснить, что один и тот же атом серы может проявлять разную валентность с другими атомами. А так было бы гораздо проще: если сера отнимает электроны у менее электроотрицательных атомов (например, водорода или металлов), то полностью завершает свой последний энергетический 3p-подуровень. А вот если сера отдает четыре электрона со своего последнего 3p-подуровня другому, более электроотрицательному атому (кислороду, например), то она уже проявляет валентность четыре и всё равно приходит к тому, что ее последний уровень становится более стабильным (заполненным остаётся только 3s-подуровень). Или же может отдать все шесть электронов (два электрона с 3s— и 4 электрона с 3p-подуровней) и тогда она проявляет валентность равную шести и атом её всё равно приобретает стабильную конфигурацию. Но вот не подразумевает учебник восьмого класса объяснение материала по энергетические подуровни. И всё становится в разы сложнее.

С одним из девятых классов написали последнюю контрольную по неорганической химии, посвященную металлам, их свойствам и соединениям. А со вторым решали задачки, потому что писать контрольную работу восьмым уроком считаю крайне нерационально. Напишем третьим уроком в пятницу. С одиннадцатым классом тоже решали задачки, потому что в пятницу у них тоже будет контрольная работа.

Потом еще два часа занятий с теми, кто собирается сдавать ОГЭ по химии. Разбирали с ними сегодня двадцать первое задание, которое посвящено химическим свойствам веществ и взаимосвязи разных классов неорганических соединений. А потом еще разобрали задания контрольной работы.

В четверг пойду в четырнадцатую школу к половине третьего — на очный этап олимпиады ПРО-IT.

А ещё сегодня получил ответ на свои вопросы по поводу того, почему мне не засчитали ответы двух заданий. Ответ выглядел таким образом:

Здравствуйте! Конкретные ответы программируются в системе. Проверяется автоматически. Система очень чувствительна. После каждого задания приведены примеры — как следует заполнять ответ. Лишний пробел или неверный знак отражается системой как ошибка. По всей видимости неточно соблюдали использование знаков…

Конкурс

Извините, но я очень точно следовал указаниям и приводил ответы так, как требовала система. И что мне совершенно не понятно, что может быть не так с ответом 8020 по химии? Ладно, Стерлитамак написан не заглавными буквами (хотя в требованиях об этом ни слова). Но с цифрами что не так?

Я

Система именно так восприняла Ваш ответ. Выгрузка показала такой результат. Вмешательства недопустимы, сбоя не было.

Конкурс

После последнего ответа я понял, что дальнейшая переписка просто не будет иметь никакого смысла. В любом случае ты не прав, а они — правы. Что ж… Пусть так. Я ведь уже знаком с тем, как именно проходят все эти олимпиады и конкурсы. И ни о какой беспристрастности и невмешательства просто нет и речи. Всё продано и куплено.

Вот именно поэтому я не люблю участвовать в подобных олимпиадах — нет никакой справедливости и честности. И ты только понижаешь свою и без того низкую самооценку.

Кстати, в прошлом году по итогам дистанционного этапа они опубликовали подробную таблицу с теми, кто стал победителями, а кто — призёрами. И у них потом получилось не очень красиво с этими таблицами на региональном этапе, потому что человек не участвовал в очном этапе, но как-то оказался победителем. В этом году с такой «открытостью» решили покончить, видимо. И теперь мы не узнаем, сколько же всего было участников, призёров и победителей дистанционного этапа. Печально…

Вот так всегда — хорошие начинания губят на корню.

День третий — 12.04.2023, ср

Ужасный день… из-за этой всероссийской проверочной работы по географии ни уроки нормально провести, ни с детьми нормально не поработать.

Успел провести с ужасно пассивными десятиклассниками урок химии, урок информатики в одном из девятых классов и оба урока химии и восьмых классах. Итого пропало четыре урока. Ну да и ладно. Завтра ещё пропадут, потому что надо будет идти на олимпиаду.

С восьмыми классами начали учиться характеризовать химические элементы исходя из их положения в Периодической системе. Познакомились с таким понятием, как «электроотрицательность» и рассмотрели её значение в алгоритме составления формул химических веществ.

С девятым классом пытали пройти урок цифры, но у нас снова ничего не получилось — сайт зависает и не грузится. Из всей группы только двоим удалось успешно пройти урок и получить сертификат. Больше и пробовать не стану — только время трачу.

Потом занимались разбором заданий ОГЭ по информатике. Сегодня повторили выполнение десятого и девятого заданий. И снова попробовали набирать тексты на Линуксе. В этот раз взял довольно сложный текст с формулами. Вроде все присутствующие справились.

День четвертый — 13.04.2023, чт

Странный день — четверг… Очень странный. Начался он с того, что я забыл о занятии, которое сам же и назначил одиннадцатикласснице — она пропустила его в понедельник и поэтому я предложил позаниматься в четверг. Ну да ладно… Плодотворно поработали над неорганикой — разобрали задания №6-9 и немного поработали с задания из неорганической химии.

Потом у меня было очередной занятие во втором классе. С ними как всегда много не успеешь. Мы сейчас делаем очередной «виток» нашей игры с яблоками: добавили возможность вычитания баллов, если игрок не ловит нормальные яблоки. Вообще, в этот раз было очень много учеников — 21. И работать с таким количеством второклассников — это просто бесполезно. Почему никто из администрации меня не слышит? Выходит, им совершенно наплевать на эффективность и качество обучения. Им главное, чтобы родители деньги платили.

Потом урок информатики с любимым десятым классом и надомник. А затем побежал домой и в четырнадцатую школу — на олимпиаду.

Накануне прислали письмо, в котором просили захватить свой ноутбук. Что я и сделал. Но оказалось, что в школе нет возможности организовать подключение моего ноутбука к интернету. Поэтому они нам выдали свои ноутбуки. Ну да ладно.

Задания было весьма сложные. И я очень слабо с ними справился.

Расстроился немного… но с другой стороны, как уж решил.

День пятый — 14.04.2023, пт

Сегодня мне внезапно поставили замену — информатика в 8Б классе первым уроком. Так что пришлось с утра поторопиться, чтобы успеть ещё распечатать контрольную работу по химии для одиннадцатого класса.

Потом было два урока в девятых классах, в которых выполняли контрольную работу по металлам. А после с восьмыми классами начали рассматривать химическую связь и особенности её образования.

Из-за того, что в три часа мне надо было быть на совещании учителей информатики в управлении образования по поводу основного государственного экзамена, мне пришлось перенести занятие кружка на более раннее время и сократить его. Сегодня мы с ними рисовали эскиз главного меню игры. В понедельник будем проходить промежуточную аттестацию по третьему модулю и попробуем использовать наш эскиз в коде.

На совещании ничего нового или интересного не сказали. Единственное новшество ОГЭ по информатики в этом году — это отсутствие бланков ответов №2. Но это вполне логично, потому что они стали не нужными с введением второй части, задания которой выполняются на компьютере. Спросил присутствовавших учителей работает ли кто-то на Линуксе. Оказалось, что никто кроме меня с Линуксом не работает (привет, консервативная система образования).

После совещания вернулся в школу, чтобы проверить все тетради 9 и 11 классов с написанными контрольными работами. Закончил уже в семь часов. Но альтернативой этому был выход на работу завтра. А этого мне совершенно не хотелось. Вот и решил проверить всё сегодня.


Первая неделя после каникул пролетела очень быстро. И вот уже середина апреля. Ещё немного и майские праздники, а там уже и конец учебного года.

А я так и не начал подводить итоги своего проекта. И даже не продумал формат этих самых итогов.

Photo by Andrey Metelev on Unsplash