Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #16

Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.

Зигмунд Фрейд

День первый — 09.01.2023, пн

Удивительно, но новый учебный период в новом году начался довольно мягко и плавно. Благодаря стечению обстоятельств, сегодня был сокращённый день и вместо восьми уроков подряд, было всего четыре. И это позволило сделать некоторые вещи, которые я давно планировал и всё откладывал.

С десятым классом продолжаем знакомство с возможностями электронных таблиц при анализе и моделировании тех или иных процессов. Сегодня вот пробовали смоделировать прирост живой массы в той или иной природной зоне. Пытаюсь рефлексировать и понимаю, что занятие прошло в пустую. Люди ничего для себя не вынесли. И даже не захотели. Что ж…

С девятым классом вспомнили про Робота и среду Кумир. Нам надо повторить материал, чтобы можно было выполнять пятнадцатое задание на экзамене.

День второй — 10.01.2023, вт

Вторник — день химии… С восьмыми классами разбирали газовые законы Гей-Люссака и Авогадро. И конечно же, не обошлось без шуточек.

А если серьёзно, приятно видеть, что хотя бы часть детей понимает о чем ты пытаешься им рассказать. И печально, что очень часто при попытке обратиться к предыдущим знаниям, которое вроде у них уже должны быть, ты натыкаешься на пустоту. А ещё выяснил, что газовые законы они будут изучать только в 10 классе на физике. И вот это печальная реальность, когда программы по двум смежным предметам не пересекаются.

С девятыми классами продолжаем изучать соединения азота: с одним рассмотрели основы химии азотной кислоты — строение ее молекулы, физические свойства, начали разбирать химические свойства; а с другим — написали практическую работу по получению аммиака и изучению его свойств, которую не успели сделать в конце прошлого года из-за отсутствия большого количества обучающихся.

С одиннадцатым классом повторяли реакции ионного обмена и вспоминали про электролитическую диссоциацию. С ними всегда чуть проще.

Еще сегодня хотел разобрать с девятиклассниками семнадцатое задание ОГЭ, но не успел, пока разбирали ошибки в их предыдущих тестах, а потом начался педсовет по итогам первого полугодия 2022-2023 учебного года. Пришлось оставить на следующий раз. Зато опять проработали понятие степени окисления, её расчёт и определение окислителя/восстановителя в уравнениях химических реакций. Сначала удивлялся тому, что дети никак не могут сделать это задание. Но потом понял, что они просто не учат материал. Надо ведь выучить, что:

  • степень окисления простых веществ всегда равно нулю;
  • степень окисления кислорода в соединениях всегда равна -2 (искл. — H2O2-1, O+2F2);
  • степень окисления водорода всегда равно +1 (искл. NaH-1 — гидриды металлов);
  • степень окисления металлов всегда положительная и почти всегда совпадает с их валентностью.

Ну и конечно, знать алгоритм расчёта степеней окисления химических элементов в сложных соединениях.

День третий — 11.01.2023, ср

Середина недели…

С десятым классом пытались вспомнить основные химически свойства предельных одноатомных спиртов и составляли уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить эти цепочки превращений:

а) метан → хлорметан → метанол → диметиловый эфир:

  1. CH4 + HCl → CH3Cl + HCl
  2. CH3Cl + NaOH → CH3OH + NaCl
  3. 2CH3OH → CH3 — O — CH3 + H2O (t < 140oC, H2SO4 (конц.))

б) пропанол-1 → хлорпропан → н-гексан → бензол

  1. CH3-CH2-CH2-OH + HCl → CH3-CH2-CH2-Cl + H2O
  2. 2CH3-CH2-CH2-Cl + 2Na → CH3-CH2-CH2-CH2-CH2-CH3 + 2NaCl (реакция Вюрца)
  3. CH3-CH2-CH2-CH2-CH2-CH3 → С6H6 + 4H2 (Cr2O3, t, p) — реакция дегидроциклизации 

В принципе, довольно простые цепочки превращений. При условии, что ты знаешь хотя бы элементарные вещи об органических веществах. Например, как пишутся их формулы. Но это точно не про 10 класс…

С девятыми классами тренировались составлять алгоритмы для Робота в среде Кумир. Тут тоже всё по-разному. В такие моменты особенно остро понимаешь, как сильно отличаются дети по своему развитию. Кто-то еле-еле успел выполнить одно задание, после повторения теории. А кто-то и более сложное второе задание успел решить.

Сегодня проводил пробник ОГЭ по информатике. Подготовил первую часть работы и бланки ответов. Но увы… пришло всего два человека. Это говорит о чём? Надо начинать «бить в набат». Вот думаю, к кому идти в первую очередь? Наверное, идти к классным руководителям бесполезно. Может сразу к директору? 🤔

День четвертый — 12.01.2023, чт

«Весёлый» выдался четверг… Второй класс мне никто так и не разделил на группы. Зря я на это надеялся. Пришлось опять заниматься со всем классом. И вы не представляете, что это такое работать за ноутбуками, когда в классе двадцать один второклассник.

Ещё из интересного — написали с девятиклассниками пробник по информатике. Писали ребята из одного класса в параллели. Написали весьма неважно. Хотя есть и те, кто порадовали. Надеюсь, что на них подействует этот пробник хорошим мотиватором, чтобы начать ходить на дополнительные занятия.

Вообще пробник обозначил окончание первой части и переход к разбору заданий второй части. Тут будут определённые сложности, которые надо будет как-то преодолевать. Просто задания второй части выполняются на компьютере. А у меня есть только ноутбуки с Линуксом. Но я не знаю, какие машины будут на экзамене. Поэтому хочу показать, как выполнять задания и на Windows, и на Linux.

День пятый — 13.01.2023, пт

Пятница — самый долгожданный день недели… Я так думал в начале дня. Как же я ошибался!

С восьмыми классами немного попрактиковались в решении расчетных задач по газовым законам.

С девятыми классами рассмотрели строение и свойства азотной кислоты. Самое сложное при изучении её химических свойств — это взаимодействие с металлами: практически нет постоянных и стабильных реакций. Вот типичный пример.

Взаимодействие азотной кислоты с металлами.

С концентрированной азотной кислотой:

с Fe, Al, Cr — при низкой температуре пассивация

с неактивными металлами и металлами средней активности (после Al) — выделяется NO2

с щелочными и щелочноземельными металлами — выделяется N2O

С разбавленной азотной кислотой:

с неактивными металлами и металлами средней активности (после Al) — выделяется NO

с металлами до Al в ряду активности, Sn, Fe — образуется N2

А ещё нас предупредили, что для девятых и одиннадцатых классов надо быть осторожнее при выборе домашних заданий — они выходят на финишную прямую и всё их время должно быть посвящено подготовке к государственной итоговой аттестации. Ах, если бы это только было так!


В целом, первая рабочая неделя выдалась неплохой и нетрудной. Были отдельные моменты, которые напрягали и которые раздражали… Но куда без них?

Photo by Pawel Czerwinski on Unsplash