Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка №9

Быть молодым — значит подвергаться сильному осуждению.

Тимоти Шаламэ

День первый — 7.11.2022, пн

Очень сложный день — понедельник. Много всего сразу происходит и многое надо успеть.

Главное — очередное занятие кружка «Игры на Python: от идеи до продвижения». Мы продолжаем изучение основных операторов языка. Сегодня разобрали циклы с условием. И как всегда — кто-то успел всё и даже больше, а кто-то не успел доделать и то, что было задано. Большая проблема — скорость набора текста. И люди не понимают, что в программировании — это ключевой навык. И его надо постоянно развивать и совершенствовать.

День второй — 8.11.2022, вт

Только я могу сидеть до полночи, чтобы написать программу, которая в принципе не имеет никакого практического применения. И я уже даже предвижу реакцию детей завтра и их кислые мины… Но ведь это, по большому счёту для меня и неважно.

Как обычно, написание любой программы для меня это процесс обучения: я узнаю что-то новое о Python, о его библиотеках и функциях. И когда делаешь это регулярно, вся эта информация накапливается в памяти и в следующий раз тебе уже гораздо проще писать какой-то код.

Вот сегодня надо было написать программу, которая могла бы разложить многозначное число на составные: единицы, десятки, сотни и т.д. Вроде бы ничего сложного. Но ведь главное — это вывод, которая должна была сформировать программа:
1991 = 1 • 103 + 9 • 102 + 9 • 101 + 1 • 100

И да, у меня это получилось. Но опять же — эта программа была лишь тренировкой (относительно простой) перед написанием более сложной программы — которая должна была раскладывать число на простые множители и выводить в виде:
456 = 23 + 31 + 191

Самое сложное здесь оказалось составить список простых чисел, которые помогли бы разложить число. Да, есть готовые алгоритмы, которые могут это делать (например, алгоритмы, основанные на «решете Эратосфена»). Но они меня не устраивали. Надо было что-то простое. А учитывая, что делаю всё это я для темы в 10 классе для пошаговой детализации, надо было использовать дополнительные функции. В итоге я написал сам маленький модуль, который составляет список простых числе до 1000. И уже потом этот список используется в программе разложения числа на простые множители. И всё работает.

День третий — 9.11.2022, ср

Из чего складывается работа учителя? Я довольно часто задаю себе этот вопрос. И странное дело — ответ, который приходит на ум довольно странный: чтобы правильно оформлять «бумажки». Никого по большому счёту не интересуют результаты и достижения ни твои, ни твоих учеников.

С девятыми классами сегодня распрощались с базами данных. Теперь приступим к алгоритмам и программам. Всегда интересно наблюдать, как разные дети по-разному подходят к выполнению одного и того же задания: кто-то успевает всё сделать за максимально короткое время (и кто-то даже правильно), а кто-то никак не может разобраться хотя бы с одной частью. Сегодня предложил тем, кто быстро со всем справился попробовать самостоятельно сформулировать и реализовать пару запросов к своей базе данных. И они справились. Это радует.

С десятым классом попытались разобраться с тем, как же написать программу, которая раскладывала бы число на простые множители. Начали с составления алгоритма будущей программы. Но как-то не особо успешно. Сели за компьютеры, но всё равно результативность не повысилась. Людям это нисколько не интересно. Как так? Как может быть неинтересно программирование сейчас, когда ты сталкиваешься с его результатами на каждом шагу. И неужели совсем неинтересно узнать, как же работают программы и приложения, которыми пользуешься постоянно. Я наивный. Конечно им неинтересно.

День четвертый — 10.11.2022, чт

Сегодня со вторым классом наконец-то дошли до знакомства со средой программирования Scratch. Пока получилось только визуальное знакомство. Но уже в следующий раз надо попробовать и им самим составить простейшую программу управления своим спрайтом. С ними, конечно, весело и интересно. Хоть и поставили меня в довольно странное положение. Я ещё немного понаблюдаю и буду жаловаться директору. Хватит. Терпеть не буду.

Удивительный десятый класс… писали с ними практическую работу. Так как в десятом классе — органическая химия, то проводить работы реально не представляется возможным. Смотрели видеоролики о получении этилена и основных его химических свойствах. Как всегда не все и не всё поняли и успели. Это вполне нормально. А ещё есть одна девушка, которая планирует сдавать ЕГЭ по химии. И соответственно у нее немного другое отношение к предмету и знаниям. Понятно, что остальная часть класса пытается это эксплуатировать простым списыванием. Пришлось пресечь на корню. И уже теперь знаю, что на контрольную работу ей буду делать отдельный вариант. Кстати, есть ещё одна ученица, которая понимает довольно хорошо предмет и может в нём разбираться. Но только она не говорит об этом вслух. И поэтому никто ничего не знает.

День пятый — 11.11.2022, пт

Помнится мне в начале учебного года пятница была моим самым любимым днём недели… Так вот! Теперь это самый длинный день. Ушел домой уже почти в шесть часов вечера.

А всё потому что детей с кружка сложно выгнать. Двое сидели уже даже после того, как все ушли. Это, конечно, здорово. Я ведь именно этого и хотел — заинтересованных и способных детей. Поэтому и не жалуюсь, а скорее делюсь своей радостью.

С одиннадцатым классом не получилось провести практическую работу, потому класс дежурит по школе и половины его вообще не было на уроке. Какой смысл было делать ее? Занимались задачами по расчёту концентрации растворов.


Неделя выдалась очень странной… И это предпоследняя неделя перед завершением первого триместра.

Photo by Silas Baisch on Unsplash