Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #29

Неважно, если человек не имеет естественных талантов в этих областях, — неустанно упражняясь, он сможет приобрести необходимые навыки.

Миямото Мусаси

День первый — 24.04.2023, пн

Эта неделя вся будет ужасная. В пятницу встречаем гостей. «Со всей России». И сейчас все бегают, суетят и истерят. А ведь ещё только понедельник.

С девятыми классами начали разбирать особенности создания сайтов — структуру, технологии, основы html. На следующий урок запланировал практическую работу. Но вот будет он нескоро — только пятнадцатого мая. Это огромный минус, когда у тебя всего один час в неделю.

Вообще день сегодня получился довольно бестолковый. Полезного только что и сделал — приготовил на завтра ноуты для видеонаблюдения на ВПР.

День второй — 25.04.2023, вт

Можно ли привыкнуть работать в дурдоме? Нет, я понимаю, что человек такое существо, которое со временем привыкает ко всему. Но всё же…

Сегодня с восьмыми классами продолжили знакомство со степенью окисления и учились рассчитывать её у элементов в различных соединениях. А ещё, наконец-то получилось написать практически во всех восьмых классах самостоятельную работу по видам химической связи.

В девятых классах спрашивал названия и формулы алканов. Как и ожидал, не все их выучили. Удивили даже отдельные индивидуумы, на которых вроде как возлагал надежды.

С одиннадцатым классом выполнили практическую работу по распознаванию отдельных веществ. И спонтанно получилось даже выполнить её на практике. Правда, как обычно, не было половины класса, потому что часть разбирала книги в библиотеке, а кто-то окна мыл.

Кстати, во время урока с последним восьмым классом пришлось заниматься совсем не тем, чем планировал. Просто на это время назначили съёмку совместного занятия химии и робототехники, которое запланировано на пятницу. Занятие внеурочное для обучающихся пятого класса. По плану мы должны показать, как робот может помогать с проведением химических опытов. Не с первой попытки, но у нас получилось закинуть таблетку аскорбиновой кислоты в мерный цилиндр, заполненный смесью воды и растительного масла.

Потом ещё занятие с «химиками» — подготовка к ОГЭ по химии. Решали задания из тестов, которые они делали дома и где допустили ошибки. Это всегда одни и те же задания — №8, №10, №12, №17. Потому что для их успешного выполнения надо знать хорошо свойства отдельных классов неорганических соединений. И прежде всего надо знать, как разные классы веществ взаимодействуют между собой и что при этом может получаться. Но мы до сих пор топчемся на одном и том же — не можем научиться пользоваться таблицей растворимости и запомнить цвета газов и осадков. Без этого сложно выполнить данные задания успешно.

А ещё сегодня заканчивается пригласительный этап олимпиады по химии, которую проводит образовательный центр «Сириус». Отправил некоторым обучающимся ссылки для регистрации в этой олимпиаде. Посмотрим, поучаствуют ли…

Вечером стало известно, что всероссийскую проверочную работу по химии в этом году выпала честь писать 8Г классу. Что ж… могло быть и хуже. Времени на подготовку у нас не осталось — пишут они уже второго мая, т.е. сразу после выходных. Надеюсь, они справятся. Ведь мы весь год к этом и готовились, когда изучали те или иные темы курса химии. И я неоднократно им говорил, что нужно знать и помнить всё то, что мы проходим, потому что в восьмом классе закладываются все основы теоретической химии.

День третий — 26.04.2023, ср

Дождливое начало унылой среды…

Сегодня дважды сорвался и оба раза на десятый класс. Просто уже не могу. Люди ходят на мои уроки, чтобы… что? Вот сегодня начали на химии изучать жиры. Связь с биологией вполне очевидна. И надо было вспомнить классификацию и химические свойства спиртов, потому что представитель трёхатомных спиртов (глицерин или пропантриол-1,2,3) играет важную роль в образовании этих самых жиров. А реакция этерификации (сложного эфира — соединения, получаемого в результате взаимодействия карбоновой кислоты и спирта) — это один из важнейших биологических процессов, потому что одна из главнейших функций жиров в организмах — запасающая. Но у людей ведь одна позиция — мне не нужна ваша химия. Всё! Дальше они просто не слушают.

В такие моменты я вообще не понимаю, зачем я выбрал профессию учителя и посвятил ей столько лет. Ведь можно было бы заняться и чем-то более интересных и увлекательным. Например, аналитической химией. Это же огромнейший пласт из различных методик, направленных на анализ как качественного, так и количественного состава различных веществ и смесей. Но нет ж… зачем-то после окончания института попёрся в школу — должен же я поработать по специальности. Глупец!

На самом деле всё познаётся в сравнении. И у любой работы можно найти и достоинства, и недостатки. Просто, наверное, надо уметь закрывать глаза на недостатки и находить радость в достоинствах. Хотя наступает момент, когда это получается всё хуже.

С девятыми классами начали подготовку к созданию простейших html-страницы, которая будет протитипом их первого сайта. Пока только учились работать с VS Code. Решил использовать именно это приложение, потому что оно уже установлено на всех ноутах, а у отдельных обучающихся уже есть навык работы с ним.

Потом ещё было два урока химии в восьмых классах. С ними учились рассчитывать степени окисления химических элементов в соединениях. А вообще очень сложно изучать химию последними уроками — концентрации и внимания нет, дети устали и совершенно не воспринимают новый материал. Вот мне и приходится: весь новый материал давать во вторник, на первых уроках, а в среду на последних — закреплять и повторять. Но это так сложно с таким маленьким количеством часов и таким огромным и насыщенным материалом.

Потом занятие с «информатиками». С ними сегодня ещё раз повторили задания №5 и №9. Вот вроде бы несложные задания. Но если у детей есть проблемы с математикой (и таблицей умножения, в частности), то даже они вызывают затруднения. А ведь никто не может гарантировать, что на экзамене такому ребенку не попадется какое-нибудь задания №5, в котором придётся составить квадратное уравнение и решить его. И это ведь без использование калькулятора! А они настолько к нему привыкли…

День четвертый — 27.04.2023, чт

Это был очень длинный день…

Начался он с того, что поставил ноутбуки под видеонаблюдение в те кабинеты, где сегодня писали ВПР. А потом занятие со вторым классом. С ними планировал сегодня писать конспект, не носить ноутбуки. Но классный руководитель забыла предупредить о том, что надо обязательно взять тетради. И пришлось нести ноутбуки. Ну да ладно… их сегодня было мало. И теперь на следующей неделе точно не буду носить ноутбуки. Кстати, игра продолжает совершенствоваться. Сегодня работали над тем, чтобы у нас появлялся экран проигрыша.

У 9Б спрашивал названия и формулы алканов, которые они до сих пор не выучили. А с 9В начали разбирать другие классы углеводородов — алкены, алкины, циклоалканы — и их номенклатуру.

Потом ещё занятие с «информатиками». В этот раз разбирали задания №8 — поисковые запросы в интернете. Разобрали парочку довольно сложных и требующих отличного логического мышления. Потом еще немного повторили решение задания №10 — не перевод в различные системы счисления.

А после того, как проводил детей, начал уборку в кабинете. Перед завтрашним семинаром надо было отмыть пол, который загадили ужасно. Закончил уже в восемь.

Завтра будет странный день… о котором нам никто ничего так до сих пор и не сообщил. Почему-то весь ход семинара держат от нас в секрете.

День пятый — 28.04.2023, пт

День Х прошёл. В целом получилось весьма неплохо. Да, не без огрехов. Но куда уж без них?!

С утра разбирался с тем, как же опустить жалюзи в актовом зале. Почему-то все вокруг считают, что если ты учишь детей информатике, то должен уметь разбираться с любой техникой. И это странно. Но никто об этой странности не думает. В итоге, мне всё же удалось убедить, что для того, чтобы они заработали их каким-то образом нужно подключить к электрической сети. И ура! Спустя минут 10-15 после того, как их подключили к электричеству, они заработали. Так что к приходу гостей уже удалось опустить жалюзи на первом окне, чтобы было комфортно смотреть на экран с видео.

Потом меня посадили за аппаратуру — микрофоны, презентации, видео… всё как обычно. Ничего не меняется в этом мире. Опущу скучную часть официальных выступлений.

Потом были мастер-классы, которые проводили замы с гостями. Так как основу семинара составлял обмен опытом относительно того, как создавать школу полного дня. И именно этому учились гости — составлять SWOT-анализ, режим работы школы продлённого дня…

Было интересно. Особенно если учесть, сколько труда было вложено в подготовку.

Лично меня удивили несколько моментов. Во-первых, довольно простое отношение к внешности. Я помню, как проходили семинары в первой школе. И там каждая учительница если не платьем, то своей причёской хотела всех поразить. Во-вторых, широтой и размахом — чувствовалось, что не экономили ни на бумаге, ни на краске. Было шесть рабочих групп и для каждой подготовили рабочие материалы, чтобы гостям было проще работать. С другой стороны, мероприятие довольно высокого уровня.

А в остальном — всё как обычно: посмотрите, как у нас хорошо (даже если и не хорошо) и приходите к нам работать (значит, есть вакансии).

Да, я ещё сегодня успел распечатать и подготовить на завтра пробники по химии и бланки ответов для девятых классов. Решил, что месяц спустя самое время написать ещё один пробник и посмотреть, что изменилось. К тому же тут удобные длинные выходные. А потом во вторник можно будет разобрать ошибки.


Что ж… в субботу написали пробник по химии с девятиклассниками. И сразу же его проверил. В этот раз результат чуть лучше — всего одна двойки из пяти писавших. (Напомню, что прошлый пробник четверо из пяти писавших написали на два.) Что ж… прогресс есть, хоть и очень медленный. И я прекрасно знаю, в чём причина этой «медлительности». Немного разочаровало, что человек, от которого я жду отметку «пять» на экзамене стабильно пишет на «четыре» и даже баллы набирает одинаковые. А всё потому что нет систематической подготовки.

Когда уже до них дойдёт, что если они хотят хороший результат, то нужно работать постоянно и желательно с постоянным анализом допускаемых ошибок.

Photo by Mason Field on Unsplash