Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #22

Я мыслю противоречиями. Моя истина размыта на куски, и рассматривать их я могу только каждый в отдельности.

Антуан де Сент-Экзюпери

День первый — 27.02.2023, пн

Как будто и не было каникул и «длинных» выходных. Снова понедельник и снова в трудах.

Конец триместра — всегда «горячая» пора. Кто-то вспоминает, что надо же «улучшить» свои отметки, кому-то приходится напоминать, что для аттестации не хватает отметок и надо бы их получить, а кому-то вообще всё фиолетово…

С девятыми классами, наконец-то, приступили к практическому освоению электронных таблиц: я замахнулся сразу на две практические работы за один урок, потому что вроде как лёгкие, но уже работа с первым же девятым классом показала, как сильно я ошибаюсь. Пришлось для следующих снижать планку требований.

Увы, проблемы опять одни и те же — дети не понимают как выделять ячейки, как с ними работать (редактировать текст, границы строк и столбцов, использовать формулы и функции). У кого-то очень плохо получается работать с мышкой (без неё — ещё хуже). Кроме того, опять же очень медленно набирают текст и много ошибок при этом допускают.

Из интересного. Сегодня собирали на совещание тех учителей, которые работают в девятых классах и очень громко на нас кричали за то, что мы не ставим двойки, а «рисуем всем тройки». Это было очень странно! Правда… Сначала говорят о том, чтобы не ставили двойки, а потом вот это. Невольно возникает вопрос — а как же тогда работать?

И снова у меня проснулось недавно забытое чувство — уволиться!

Ещё сегодня вдруг опять вспомнили про кружок — кому-то понадобились оригиналы всех документов, которые собирали в начале учебного года, при открытии кружка. Вот ещё и этим занимался.

Кстати, на кружке всё совсем непонятно — если прежде я ещё хоть немного понимал, что они хотят и в каком направлении двигаются со своей учебной программой, то теперь создаётся такое впечатление, будто просто дают отрывочные сведения то из той области, то из другой. Я решил два занятия целиком посвятить теории, чтобы в пятницу заниматься только практикой. Посмотрим, что это даст.

День второй — 28.02.2023, вт

День химии… Люблю вторник, потому что в этот день занимаюсь только химией во всех классах и не надо переходить из кабинета в кабинет.

С восьмыми классами закончили рассматривать свойства всех четырёх классов химических соединений — оксидов, оснований, кислот и солей. Впереди практическая работа, которую в этот раз я решил посвятить закреплению знаний о номенклатуре и свойств соединений, и контрольная работа. Но будет ещё один урок, на котором мы сможем разобрать примеры и порешать задачки.

С девятыми классами начали изучать металлы и их свойства. Как обычно, начали с общей характеристики и строения атомов. И как всегда составление электронных формул строения атома вызывает затруднения. Повторили. Вспомнили про ряд активности металлов и его роль в изучении свойств металлов. А ещё попытались обобщить знания о физических свойствах металлов и их особенностях. И, конечно же, провести связь между физическими свойствами и строением атома.

С одиннадцатым классом занимались подготовкой к практической работе — повторили качественные реакции на отдельные ионы и записали примеры. Планирую, что на практической они будут самостоятельно делать химические реакции.

А ещё сегодня случайно оказался на совете профилактике, где как раз присутствовала мама с Андреем Т. Он почти весь триместр не посещал уроки химии и поэтому я его не аттестовал по итогам триместра. Вот обсуждали то, как он будет теперь отрабатывать долги. Клятвенно обещал в четверг утром принести тетрадку со всеми записями сразу с утра. Что ж… посмотрим.

Выставил в восьмых и девятых классах отметки за второй триместр по химии и информатике. В этот раз у меня нет двоек, но есть неаттестованные, потому что очень много пропусков у людей в течение триместра и очень мало отметок. Решил, попробовать такой ход.

День третий — 01.03.2023, ср

Очень длинный и трудный день… Не люблю среду! А ещё сел писать заметку за день и вспомнил, что надо заполнять отчётные формы по итогам второго триместра, поэтому пришлось отвлечься на это и потратить очень много времени. Кто вечно придумывает вот такие бюрократические проволочки?

Учителей поставили в довольно необычные условия. Вот например, в среду у меня урок химии (практическая химия — элективный курс) первым уроком, но в расписании (и в журнале) он стоит последним, девятым уроком. Что делают ученики? Они не приходят на первый урок. Просто не приходят. И я не могу ни отсутствие поставить, ни отметки выставить (потому что за электив они вообще не ставятся). И вот так приходится работать. Считаю, что эффективность такого подхода просто нулевая.

С девятыми классами, наконец-то начали работать с электронными таблицами и даже успели сделать одну практическую работу. А вот в следующую среду уроки опять пропадают — праздник.

С восьмыми классами написали практическую работу на закрепление сведений и свойств основных классов неорганических соединений. Как и планировал, работа в этот раз была чисто теоретической. Ну, просто мне бы и не хватило времени, чтобы подготовить для неё все необходимые реактивы и посуду. И да, мне так и не сделали мойку в лаборантской.

Потом занимались подготовкой к ОГЭ по информатике. Сегодня разбирали вторую и третью часть четырнадцатого задания, ну и повторили первую часть. К основным функциям, о которых говорили в прошлый раз, добавили ещё одну — СРЗНАЧЕСЛИ(), которая считает среднее значение в определённом диапазоне ячеек, соответствующих заданному критерию. Функцию нашёл один из учеников, которому было лень писать длинную двойную формулу из функций СУММЕСЛИ() и СЧЁТЕСЛИ(). Меня это порадовало — человек поработал, подумал и нашёл интересный выход.

Но вообще думаю, не стоит основной части детей делать это задание на экзамене. Они очень плохо ориентируются в электронных таблицах. И самостоятельно вряд ли будут разбираться.

Я опять о том, что 80% подготовки лежит на самих детях. А они никак этого не хотят осознать и понять.

День четвертый — 02.03.2023, чт

Планировал сделать одно, но делать пришлось совсем другое, как обычно. Ничего нового. Просто сегодня занятие со вторым классом и надо было настроить ноутбуки, потому что я поменял у них настройки сети wi-fi, чтобы дети больше не могли подключаться. Вот и пришлось настраивать роутер из информатике с самого начала. В итоге поменял полностью настройки сети и переподключил все свои ноуты, но теперь ещё надо будет настраивать ноуты в кабинете информатики. А планировал ведь проверить тетради восьмых классов с практическими работами. И хотел подготовить реактивы и посуду для практической работы в одиннадцатом классе.

В остальном день был довольно скучным.

Кстати, ученик, который обещал принести в восемь тетрадку со всеми конспектами и домашними работами… в итоге пришел в начале одиннадцатого и то только после звонка классного руководителя. Но он только пришёл. Ничего он не принёс и очень удивленно заявил — когда я должен был всё сделать. Удивительные люди! А ничего, что у тебя на это был целый триместр? В итоге на одного неаттестованного больше. Но порадовало, что две ученицы сдали работы и я выставил им отметки до педсовета. Так что, плюс один и минус два.

Потом ещё был педсовет, на котором мне пришлось опять выступать в роли технического специалиста — всем помогать с презентациями и подключить звуковую аппаратуру, чтобы выступающие могли использовать микрофон.

Педсовет закончился уже в семь. Пока всё убрал и навёл порядок в кабинете, домой попал уже около восьми.

А снова я о том, что не стоит детям делать четырнадцатое задание из ОГЭ по информатике на экзамене. Если только всё сделают и останется время. А так… получится бесполезная трата времени. Сегодня занимались со второй частью сдающих и результат был тем же, что и вчера.

День пятый — 03.03.2023, пт

Сегодня меня обрадовали тем, что в понедельник надо будет обязательно выступить на родительском собрании девятых классов, о котором объявили вчера на педсовете и которое будет в понедельник. Одно порадовало — на педсовете говорили о трёх собраниях в разных классах, но сегодня объявили, что для девятых классов будет общешкольное в актовом зале, то есть выступить придётся один раз. Вот только будет оно уже семь вечера, то есть до дома доберусь в лучшем случае к девяти.

С девятыми классами продолжаем изучать металлы — сегодня рассматривали общие химические свойства, характерные для всех металлов. И опять — люди не понимают, что мы уже проходили с ними все эти свойства, когда изучали отдельные соединения неметаллов и их свойства (например, серную и азотную кислоты). Поэтому приходится тратить время на повторное объяснение того, что вроде как уже и так должны знать.

С восьмыми классами дописали практическую работу по исследованию свойств оснований, кислот и солей.

А с одиннадцатым классом сделали практическую работу по решению экспериментальных задач — рассмотрели отдельные качественные реакции на карбонаты, сульфаты и хлориды, а ещё посмотрели как реагируют более активные металлы с солями менее активных металлов (на примере взаимодействия железа с сульфатом меди(II) — Fe + CuSO4 = Cu↓ + FeSO4).

Последняя реакция была не особо наглядная, потому что в качестве железа я взял порошок железа. На будущее — надо купить железных гвоздей и использовать их.

С кружком получилось очень интересно — оказалось, что организаторы выложили одну и ту же практическую работу два раза. И в итоге вместо двух практических занятий пришлось делать как обычно — практику и теорию. Ну и ладно… Я уже махнул на этот кружок рукой. Помню об этом уже писали в чате, что вместо рабочей тетради 24 урока размещена второй раз рабочая тетради 22 урока, но они так и не поправили. И уверен — не поправят. Они только обещают и говорят красивые слова. Всё.


Первая неделя после каникул получилась весьма насыщенной и довольно непростой. Я спишу это на конец триместра. И понадеюсь, что следующая будет спокойнее и легче. (Наивный!)

Photo by Pawel Czerwinski on Unsplash