Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка №5

«Чтение книг — не способ бегства от жизни. Книги дают ключ к ее пониманию. Ключ к реальности»

Себастьян Фолкс

День первый — 03.10.2022, пн

Понедельник — день всегда непростой. Этот начался с того, что из дверей всех кабинетов в школе вдруг решили убрать ключи… И пришлось идти их искать. Кстати, от кабинета информатики так ключи и не нашлись.

С десятым классом пытаемся освоить хоть какие-то основы Python’a. Увы, понедельник не самый удачный для этого день, даже при том, что у нас сразу два урока и можно было бы сделать очень многое. Но дети есть дети. Это их выбор.

С первой группой одиннадцатого класса сели за компьютеры в надежде начать наконец-то практическую работу с базами данных. Но нет… опять не получилось. На ноутах установлен Microsoft Office 2007, в котором не было Access. Пришлось обновляться до версии 2016 года. Зато со второй группой уже удалось поработать: успели не только импортировать таблицы с данными, которые они набрали, но и даже создать несколько запросов к получившейся базе данных.

С девятыми классами закончили изучение темы «Графы» самостоятельной работой и сразу же её разобрали. И опять у меня возник вопрос — почему дети не прислушиваются к тому, что им говоришь? Вот говоришь — стройте дерево! Тогда точно не запутаетесь и ничего не упустите. Но нет, они всё равно делают по-своему. И конечно же, делают неправильно. Что… опять же — их выбор.

День второй — 04.10.2022, вт

Школа всё ещё пытается пережить шторм, который носит гордое название «всероссийские проверочные работы». Это последняя неделя. И уроки продолжают пропадать, потому что дети должны писать ВПР. Вот сегодня пропало два урока химии: в 8Б, потому что писали математику, и в 9Б, потому что писали русский язык. Естественно, никто мне их не компенсирует. И как я буду «догонять» программу — это только моя проблема.

Далее должны бы идти мои личные впечатления о том, как эти ВПР проходят и какой имеют эффект для процесса обучения… Но их не будет. Точнее они будут — в отдельном посте.

Наконец-то с восьмыми классами добрались до понятий атомная и молекулярная массы. Сегодня учились рассчитывать молекулярную массу различных веществ по их формулам. Посмотрим, как справятся с домашним заданием — дал несколько формул для закрепления навыка расчета. Конечно, делать будут не все, как обычно. Почему-то отдельные обучающиеся считают, что можно домашние задания просто игнорировать, если я их не оцениваю. Но ведь всё равно же проверю.

С оставшимся девятым классом занимались составлением уравнений реакций ионного обмена и их вариаций (полное и сокращенное ионное). Сложно оценить степень усвоения материала по одному занятию. Посмотрим, как справятся с домашней работой и как будут работать на следующем уроке. Надо приучить пользоваться таблицей растворимости.

В одиннадцатом классе разбирались с тем, что такое электронные формулы строения молекул и частиц (это было их домашнее задание на сегодня) и попутно опять повторяли строение атома и распределение электронов в атоме по энергетическим подуровням. Этот материал всегда очень сложно даётся обучающимся, потому что он всё же больше абстрактный, требующий воображения.

Но закончился день весьма странно… Позвонила учительница начальных классов и спросила «Будете ли вы вести дополнительные курсы по информатике в моем классе?». Я попытался объяснить, что пока это невозможно, потому что кабинет информатики абсолютно не готов к работе с малышами. Но меня не услышали. И зачем-то в конце сказали, что теперь будем разговаривать по-другому…

Вообще, заметил, что у этого человека какое-то довольно странное отношение ко мне. Довольно агрессивное. Не пойму только с чем это связано. Но, думаю, со временем разберусь.

Что ж до информатики в начальной школе, то я решил, что не возьмусь за это. Надо сосредоточиться на подготовке к экзаменам, потому что у меня это будет отнимать довольно много времени.

День третий — 05.10.2022, ср

День учителя… В новой школе. Это было интересно и необычно. Начался он с того, что на входе встречали одиннадцатиклассники и дарили всем учителям открытки. Почему-то мне один подарил, а другой — отобрал. 🤣 Ну куда без накладок?

А в целом день получился хорошим. Нам показали небольшой концерт. С нами поиграли. Надарили целую кучу разных конфет и сладостей. И даже последние уроки отменили.

С девятыми классами почти закончили тему «Графы» (почти, потому что урок в 9В отменился). Теперь приступаем к табличным моделям. И, если всё сложится благополучно, то приступим к выполнению практических занятий. От теории уже всех тошнит.

Из-за Дня учителя химия в десятом классе прошла сумбурно и непонятно. Как, в принципе, и информатика. Что ж… это надо пережить.

И да. Сегодня подобрал цитату для этой заметки.

День четвертый — 06.10.2022, чт

Ура! Сегодня прошли последние ВПР. И больше не надо носиться по школе с ноутбуками, чтобы обеспечить видеонаблюдение сего действа.

Вы когда-нибудь пытались научить детей понимать химические формулы? Я вот занимаюсь этим ежедневно. И, как понимаю, не особо успешно. Хуже всего, когда к тебе приходят дети, которые даже не знают символов химических элементов. А ты их даже не учил в восьмом классе. И всё, что ты можешь это полагаться на их слова о том, что в прошлом году их ничему не учили.

Два вопроса, которые крутятся в голове со вчерашнего дня:

  1. Почему вы пошли работать учителем?
  2. Вам нравятся ваши предметы — химия и информатика?

На самом деле я почти постоянно задаю себе эти вопросы. И…

Да, профессия учителя — это адский ежедневный труд, который обычно ещё приправлен довольно непростыми отношениями в учительском коллективе. Ты практически никогда не перестаёшь быть учителем. То есть: вот уходит кассир из магазина и об больше не думает о работе. И учитель: уходит домой, чтобы поесть и начать готовиться к урокам на завтра или проверять работы детей. И ты почти не перестаёшь думать о работе. Либо анализируешь то, как прошёл день и что ты успел (или не успел), либо планируешь что и как будешь делать дальше.

Но странное дело — мне нравится эта работа. Потому что каждый день ты понимаешь, что немного меняешь будущее — своими словами, действиями. Пока ещё никто этого не осознаёт. И случится это скорее всего ещё не скоро (а может с кем-то и вообще не случится). Но даже если на 1% детей ты сумеешь оказать нужное влияние и они верно выберут свой дальнейший путь. Вот это и есть та истинная ценность, что есть в работе учителя. Ты меняешь людей. Будущих людей. Пусть даже они этого не осознают сегодня.

Что же до химии с информатикой. Химия — моя истинная любовь. Мы с ней вместе с седьмого класса. И да, я всё ещё не перестаю удивляться и делать открытия. И очень многого не знаю. Потому что мир химии он практически необъятный. (На ум невольно приходит сравнение с границами круга знания: чем шире ты раздвигаешь эти границы, тем больше становятся границы непознанного.)

Ощущение будто ходишь по кругу не оставляет тебя постоянно. Вот буквально в прошлом году точно также сетовал на то, что дети не могут понять как правильно составлять уравнения реакций ионного обмена (День 34. Тьма). Но ведь вроде и школа другая, и дети другие… а проблема всё та же. Так может дело всё же во мне?

День пятый — 07.10.2022, пт

Как же я люблю пятницу! Это вот прям самый замечательный день недели. Даже лучше субботы. И уж конечно, лучше воскресенья.

Хотя конкретно сегодня был какой-то дурдом сразу с самого утра. Просто заканчивается регистрация желающих учиться программированию на Python, которое организуется в рамках федерального проекта по повышению цифровой грамотности «Код будущего». Но как всегда из-за абсолютно не продуманной процедуры регистрации, всё пошло не так. Начнём с того, что когда ребёнок регистрируется (или его регистрирует родитель), то это обязательно делается только через портал государственных услуг по специальной ссылке.

Вот только почему-то организаторы всего этого забыли об учителях, которые почему-то должны отслеживать кто из детей зарегистрировался и кто прошёл входное тестирование, а кто — нет. И теперь из-за этого творится невообразимый хаос.


Что ж… Ещё одна неделя позади. Впереди — неделя каникул. Надо наконец доделать всё, что никак не мог доделать. Но главное — надо привезти себе теплые вещи. Потому что сразу после каникул должно похолодать.

Photocover by frank mckenna on Unsplash