Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #17

Частичная правда — самая опасная ложь.

Марина Матисс

День первый — 16.01.2023, пн

Сегодня выполняли с девятыми классами задания в среде Кумир из ОГЭ по информатике. И как всегда — кто успевает сделать три задания, а кто-то еле-еле одно осилить может. Тут всё сказывается — и скорость печати, и понимание текста и условия задачи, и умение выстраивать логику программы. К сожалению, большинство детей так и «стряпает» программу под конкретные условия, не понимая, что условия могут измениться и их программа перестанет работать. Кому-то удалось это донести и они исправили свои программы. А кто-то…

С одиннадцатым классом всё еще пытаемся создать простенький сайт. Но скорее мне интересно показать им основы html/css. И хорошо, если хоть какая-то часть это усвоит. Кстати, есть те, кто понимает и делает почти наравне со мной.

И сегодня возобновились занятия кружка «Игры на Python: от идеи до продвижения». Сегодня занятие было скорее теоретическое — составляли черновик дизайн-документа своей будущей игры. И опять же — у кого-то полёт фантазии свободный и широкий, а у кого-то — весьма ограниченный и скудный.

Я решил составить свой черновик и уже даже сделал отдельные наброски будущей игры. Ничего сложного. Хочу перенести то, что делаю со вторым классом на Python. Посмотрим, что из этого получится. Как только доделаю черновик, обязательно его опубликую в заметках.

День второй — 17.01.2023, вт

С восьмыми классами сегодня начали изучать кислород. Пока рассмотрели общую характеристику химического элемента и простого вещества, а также физические свойства. С какими-то классами успели немного и в химические свойства углубиться, а с другими — нет.

С девятыми классами рассматривали фосфор и его свойства. Соединения фосфора пока не затронули.

С одиннадцатым классом продолжили изучение гидролиза солей и снова немного повторили реакции ионного обмена, потому что без них сложно рассматривать гидролиз.

А вот с девятиклассниками на подготовке к ОГЭ по химии затронули довольно обширную и интересную тему — аналитическую химию: среда раствора и качественные реакции на отдельные ионы. К сожалению, тема довольно обширная, а познания у большинства собирающихся сдавать довольно скудны, поэтому подготовил такой вот справочник, который уже опубликовал в блоге своего рабочего сайта — temo4kin.ru. Сюда, пожалуй, тоже выложу:

Если таблица не отображается, вы можете ее посмотреть или скачать по ссылке.

День третий — 18.01.2023, ср

Какая-то очень длинная среда выдалась — домой пришел уже в половине восьмого.

Зато наконец-то сделал то, что планировал с самого начала учебного года. Теперь на каждом ноутбуке в кабинете информатики для каждой группы отдельная учетная запись в Windows с доступом только к конкретной папке с работами именно этой группы. Так я, наконец-то, смогу добиться того, чтобы дети перестали копировать чужие работы. Потому что до этого иногда они такие практиковали.

С десятым классом сегодня изучали многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Как обычно, людей было немного — лишь самые стойкие могут прийти на первый урок.

С девятыми класс продолжили работать с Роботом в среде Кумир. Вчера решил сделать для вторых групп другие задания. И сегодня был этому очень рад.

С восьмыми классами изучали химические свойства кислорода и посмотрели видео с горением различных веществ в кислороде:

Потом ещё разбирали с девятиклассниками одиннадцатое задание ОГЭ по информатике. Мы уже начали разбирать задания второй части. И нужно было выполнять поиск на компьютере сначала нужного файла, а потом в файле найти нужные сведения. Пока посмотрели как это можно делать в Windows. В следующий раз планирую показать, как выполнять поиск в Linux. Надо на всякий случай научиться выполнять это задания в разных операционных системах.

День четвертый — 19.01.2023, чт

Сегодня будет несколько замечаний по поводу работы в школе. Первое — про кружок «Игры на Python», который организует Фоксфорд, а провожу я для детей нашей школы.

Немного мыслей:
почему от нас требуют прозрачности и открытости — должен быть цифровой след прохождения курсов учениками, должен быть журнал посещаемости, должна быть очень долгая и муторная регистрация, наконец.

Но вот что интересно — процесс оплаты совершенно непрозрачный и непонятный. Я до сих пор не понимаю, сколько у меня человек в группе, за которых мне заплатят. Не тех, которые ходят ко мне и с которыми я занимаюсь, а тех, за кого платить будут. И никто этого не говорит. Как будто это тайна какая-то.

Я понимаю, что я могу работать на голом энтузиазме и интересе детей. Но знаете… надоедает все эти ваши препоны и штормы.

Вот теперь еще и свернули два года в один. Это ж сейчас какие скачки начнутся по материалам. Что дети вынесут с этих курсов? Ничего… Нельзя так. Неправильно это.

Второе — про оценку компетенций, которую я проходил 23 декабря (Заметка #14).

Обещали опубликовать результаты после 11 января. Потом после 16 января. Потом после 18-го января… Вчера — после 19-го… И вот сегодня опубликовали.

Согласно этим результатам я совершенно не пригоден для работы в школе — я ничему не могу научить детей, потому что абсолютно не знаю химию. Ведь я даже не могу решить такое простое задание на разделение смесей. Или посчитать массы компонентов для приготовления раствора с заданной массовой долей.

Но самое смешное другое. Пока я внимательно изучал эти самые результаты и делал их скриншоты… их опять убрали. И опять написали, что будут доступны после 19-го января.

Возникает вопрос — а как и кто вообще проводит эту «оценку»? А сами эти люди проходят оценку своих компетенций? И почему результатов приходится ждать месяц, если они все обрабатываются в компьютерной форме? Что за контора такая — АСОУ? Сборище некомпетентных неучей?

Удивительно наблюдать такую картину в практически столице. А ведь я когда-то ещё возмущался, что в Марий Эл в министерстве образования работают совершенно некомпетентные люди. Да они везде работают. И даже не стесняются своей некомпетентности. И не пытаются ее исправить. Просто делают жизнь других людей невыносимо сложной и продолжают спокойно жить.

День пятый — 20.01.2023, пт

Насыщенный выдался сегодня день. Очень многое запланировал и почти всё сделал. Осталось только проверит работы по информатике проверить и выставить отметки. Но это уже завтра, наверное.

Самое главное — закончил настраивать ноутбуки в кабинете информатике. И теперь в понедельник начинаем работать по-новому. Посмотрю, что из этого получится.

С восьмыми классами закончили разбирать свойства кислорода. Теперь во вторник напишем практическую работу. Вот думаю, может всё таки заморочиться и дать им самим получить кислород? С одной стороны — не так сложно. Но с другой стороны — горы посуды понадобится. А у меня ее пока нет под рукой. В общем, есть ещё три дня подумать.

С девятыми классами разбирали фосфор и его соединения. Немного повспоминали как составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций и расставлять в них коэффициенты, используя метод электронного баланса. Про подробности промолчу. Плохо, что в этих классах химию собираются сдавать всего 2 человека. Этим всё сказано.

С одиннадцатым классом тоже составляли уравнения окислительно-восстановительных реакций. Пытался показать другой метод расстановки коэффициентов — но там как всегда в ответ — «на ЕГЭ этой не прокатит». Это всегда так печально слышать. Как и то, что репетитор — это бог и последняя инстанция истины. Я даже не спорю. Кто я такой? Всего лишь посредственный учитель химии в общеобразовательной школе. Вот только потом почему-то именно я окажусь крайним в том, что ребёнок не смог набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ, потому что «это я вы не научили». А ничего, что меня в течение года просто не слышат и не хотят слушать? Ну да ладно… Вернусь к своему любимому методу полуреакций (ионно-электронному методу) расстановки коэффициентов в ОВР.

Возьмем для примера такую реакцию:

NaNO2 + KMnO4 + H2SO4 → NaNO3 + MnSO4 + K2SO4 + H2O

В отличие от метода электронного баланса при использовании метода полуреакций мы выписываем не отдельные элементы, а всю частицу (ион), в которую этот атом входит. В данной реакции степень окисления изменяют азот в нитрите натрия (N+3 → N+5), поэтому и выписываем соответствующие ионы:

NO2 → NO3

Видим, что количество атомов кислорода увеличивается, значит, они берутся из воды, а атомы водорода переходят в протоны в левой части:

NO2 + H2O → NO3 + 2H+

При этом нитрит-ион отдает 2 электрона:

NO2 + H2O — 2e → NO3 + 2H+

В кислой среде (у нас присутствует H2SO4) перманганат ион MnO4 восстанавливается до катиона Mn2+, а лишние ионы кислорода связываются протонами в воду:

MnO4 + 8H+ → Mn2+ + 4H2O

При этом суммарный заряд в левой части (+7) меняется в правой части до (+2), т.е происходит присоединение 5 электронов:

MnO4 + 8H+ + 5e → Mn2+ + 4H2O

В итоге имеем:

NO2 + H2O — 2e → NO3 + 2H+
MnO4 + 8H+ + 5e → Mn2+ + 4H2O

Выписываем коэффициенты перед электронами, находим наименьшее общее кратное и находим множители:

NO2 + H2O — 2e → NO3 + 2H+ | 2 | 5
MnO4 + 8H+ + 5e → Mn2+ + 4H2O | 5 | 2

И получаем:

5NO2 + 5H2O — 10e → 5NO3 + 10H+
2MnO4 + 16H+ + 10e → 2Mn2+ + 8H2O

Суммируем две полуреакции и сокращаем одинаковые ионы и молекулы в левой и правой частях:

5NO2 + 5H2O — 10e + 2MnO4 + 16H+ + 10e → 5NO3 + 10H+ + 2Mn2+ + 8H2O

5NO2 + 2MnO4 + 6H+ → 5NO3 + 2Mn2+ + 3H2O

Дописываем недостающие ионы и получаем молекулярное уравнение:

5NaNO2 + 2KMnO4 + 3H2SO4 → 5NaNO3 + 2MnSO4 + K2SO4 + 3H2O

В принципе, я люблю метод полуреакций больше, чем метод электронного баланса именно за то, что в результате ты получаешь практически готовое уравнение реакции со всеми коэффициентами.

Да, там есть ряд ограничений, о которых необходимо всегда помнить:

метод полуреакций не применяют для расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях, протекающих в неводной среде.

Используя метод полуреакций, практически всегда приходится сталкиваться с необходимостью уравнять число атомов кислорода в левой и правой части схемы полуреакции. В зависимости от среды – кислой, нейтральной или щелочной – при уравнивании числа атомов кислорода нужно учитывать следующие правила:

В кислых средах избыток кислорода в исходных веществах по сравнению с продуктами связывается ионами водорода с образованием молекул воды, например:
MnO4 + 8H+ + 5e → Mn2+ + 4H2O
Cr2O72- + 14H+ + 6e → 2Cr3+ + 7H2O

В нейтральных и щелочных средах избыток кислорода связывается молекулами воды с образованием гидроксид-ионов, например:
MnO4 + 2H2O + 3e → MnO2↓ + 4OH

При недостатке кислорода в кислой и нейтральной среде присоединение кислорода осуществляется за счёт молекул воды и сопровождается образованием ионов водорода, например:
I2 + 6H2O — 10e → 2IO3 + 12H+

При недостатке кислорода в щелочной среде присоединение кислорода происходит за счет гидроксид-ионов с образованием молекул воды, например:
[Cr(OH)4] + 4OH — 3e → CrO42- + 4H2O

Мне нравится этот метод как раз тем, что он даёт более полное представление о том, как именно протекают окислительно-восстановительные процессы в растворах.

P.S. Подумав, решил опубликовать часть этой заметки в рабочем блоге — пусть будет алгоритм использования метод полуреакций.

Кстати, история с оценкой компетенций имела продолжение. В течение дня они опять написали, что «результаты будут после 20-го января». Потом опять открыли. Уровень и результаты были те же, что и накануне. Потом почему-то уровень с «недопустимого» изменился на «базовый»… Просто цирк какой-то! Кому нужна такая оценка? И кто её проводит? Насколько компетентны эти специалисты.

Написал в поддержку, посмотрим, что ответят в понедельник. Хотя я уже заранее знаю их ответ и начал готовить жалобу в минпрос. Пусть и это будет бесполезно, но всё равно кому-то нервы попорчу. Как они учителям портят.


Кстати, люблю детей, которые начинают писать в ШП по поводу выставленных отметок. Почему-то лично никто никогда ничего не высказывает. Но написать могу всё что угодно.

На этой неделе я наблюдал за детьми на уроках информатики и подумал о том, что надо бы пойти и купить мышек для ноутов, чтобы было удобнее работать. Сказано — сделано. Купил недостающие мышки. Естественно, купил самые дешевые. Не настолько я богат.

Photo by Vedrana Filipović on Unsplash