Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #69. Итоги года

Есть нечто в музыке, не поддающееся записи. Жизнь нельзя записать, сердце нельзя записать… Момент творения неуловим по своей сути…

Хатико: Самый верный друг (Hachiko: A Dog’s Story)
Паркер Уилсон

Первый учебный триместр

Вот и подошел к концу ещё один учебный год. Как обычно, в начале казалось, что ещё так долго и утомительно. А теперь кажется — как же быстро пролетели эти девять месяцев.

И вечно встаёт вопрос — как вообще подводить итоги? Может сделать, как в прошлом году — по учебным модулям? Или лучше придумать что-то новое и оригинальное. Посмотрим…

Итак, проект продолжил с того места, где остановился в прошлом учебном году. И как уже писал: работа в школе — это замкнутый цикл длиной в 365 дней. Да-да! Именно календарный год. Кстати, мне нравится идея с прологом/эпилогом. Пожалуй, использую ее и в этот раз. В прологе за этот год размещено расписание учебных модулей на прошедший 2023-2024 учебный год.

Ну а дальше — понеслось! Весь сентябрь прошел под лозунгом «Привыкаем работать в Моей школе, которая не хочет работать!». Особенно тяжело было в первую неделю, когда надо было и КТП составить, и уже отметки начать выставлять. В тридцать шестой заметке это упоминается, но как-то вскользь. А я ещё прекрасно помню, как меня дико раздражал тот факт, что «оно» не работает, при этом, оказывается, статистику ведения и заполнения уже собирают и отслеживают. Также продолжил практику анализа того, что прошли с разными классами за день. Кстати, из-за выборов эта неделя получилась укороченной.

На второй неделе обучения пришло понимание, что в этом году практически все уроки информатики у меня будут проходить в кабинете химии, который вообще-то у этому не приспособлен. Да ещё и на ноутах с Линукс. Кстати, начало года — всегда очень непростое время. В этот раз вот никак не получалось обновить лицензии на электронные учебники, которыми пользуюсь уже несколько лет подряд. Мне нравится, что в некоторых заметках я довольно подробно останавливаюсь на каких-то отдельных учебным моментах и расписываю их. Так, в тридцать седьмой заметке я немного рассказал о квантовых числах, которые описывают состояние электрона в атоме. На этой же неделе зарегистрировал новое доменное имя для своего портфолио — Артём-Калашников.рф. Про нерабочую Моя школу уже писал…

Вот и тридцать восьмая заметка о третьей учебной недели опять началась с возмущения о неработающей Моей школе. Но это и на самом деле было очень печально — когда все вокруг кричат и требуют заполнять вовремя и сразу, а оно просто не работает. О выборе предметов и руководителей для индивидуального проекта в десятых классах. Надо будет в следующем году сделать всё, чтобы меня выбрали как можно меньшее количество детей. Делать одновременно 16 проектов — просто нереальная задача.

Начало тридцать девятой заметки стало каким-то скучным и неинтересным. Зачем эти бесконечные описания того, что и с кем проходили? Непонятно… Кстати, в этом году количество учебных часов у меня увеличилось в сравнении с прошлым учебным годом. Это при том, что количество классов уменьшилось — не стало информатики в девятых классах. А нагрузка всё равно выросла. При этом мне ещё приходилось находить время на прохождение курсов по информатике, потому что надо было начинать готовить десятиклассников к ЕГЭ. А для этого мне самому надо было очень много прорешать и выполнить. В этой же заметке привел довольно подробный разбор самостоятельной работы в девятых классах по ОВР и степени окисления.

Тридцать девятая заметка началась с разбора алгоритма составления уравнения диссоциации. А остальная часть, в основном, была посвящена предстоящему Дню учителю и дню самоуправления, который был приурочен к этому празднику. Не люблю дни самоуправления как раз из-за того, что они очень редко случаются и потому всегда довольно хаотичны и малорезультативны. Вот если бы дети проходили через это регулярно… Кстати, на этой же неделе прошел школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии. Из 58 участников только один забрал диплом призера. Весьма показательно к чему приводит массовость.

Главная мысль сороковой заметки:

Терпение! Главное — терпение. Вот правда. Иногда понимаешь, что умение промолчать и перетерпеть порой гораздо важнее, чем съязвить или попытаться вставить свои «пять копеек».

Заметка #40

Первая неделя после первых каникул и сорок первая заметка о том, как сложно работать, когда у тебя уроки сплошным потоком. Порой нет времени даже на то, чтобы просто выдохнуть. Кстати, в этой же заметке опубликовал результаты первых пробников ОГЭ и ЕГЭ по химии и информатике. Примерно по этому же сценарию прошла неделя, которую описал в сорок второй заметке. Хотя было и кое-что интересное — вдруг понадобилось прислать рабочие программы… А вот в следующей заметке (под номером сорок три) упоминаю о том, как порой неэффективно работает администрация. И одна цитата из этой же заметки:

Он часто меня удивляет, но чаще мне кажется, что он полагается на свою интуицию, а не на знания. Это не очень хорошо

Заметка #43

Вообще, весь этот учебный год прошел для меня под знаком ВПР по химии. Почему? Потому что я понимал, что какому-то из восьмых классов «повезёт» писать эту работу. И я подозревал, что достанется она самому слабому классу. Хотелось как-то к этому подготовиться. Поэтому начал переделывать контрольные работы: задания начал подбирать в формате ВПР, чтобы дети хотя бы имели представление о том, что их ждёт. Об этом и писал в заметке под номером сорок четыре. А еще понравилась мораль в этой заметке:

Мораль: никогда не делай добрых дел по собственной инициативе, если тебя об этом не просят.

Заметка #44

Конец триместра и в этом году вызвал недоумение и растерянность. О чем и написал в сорок пятой заметке. Почему каждый год это происходит так внезапно и совершенно спонтанно. Как будто и нет годового календарного графика. А ещё здесь же были результаты пробника ЕГЭ по информатике опубликованы. Самая шедевральная фраза из сорок шестой заметки:

«Я не обременён педагогическим образованием.»

Заметка #46

Это из выступления одного педагога на Всероссийском съезде учителей химии, который проходил в конце ноября 2023 года в Сочи. И конечно же — результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии…

Второй учебный триместр

А в начале декабря я заболел и ушел на больничный. Да, поэтому заметки слегка сдвинулись. Так, сорок седьмая заметка получилась укороченной. А вот в сорок восьмой заметке опубликовал законы алгебры логики и газовые законы.

С нового 2024 года решил переформатировать свои заметки. Поэтому сорок девятая заметка была уже написана без разбивки по дням недели. Вообще январь 2024 года прошёл у меня под эгидой конкурса «Учитель года», к которому приходилось готовиться и днями, и ночами.

В пятидесятой заметке опубликовал небольшой фрагмент такой подготовки. А подготовка отнимала так много времени, что заметки получались очень короткими. Вот как пятьдесят первая заметка, например. Кстати, результаты конкурса опубликовал уже в пятьдесят второй заметке.

Вообще, работать в школе довольно интересно, потому что перед тобой постоянно возникают какие-то новые задачи, которые ты не решал никогда раньше. И никого особо не волнует, как ты будешь их решать. Просто надо сделать. Всё.

В пятьдесят третьей заметке я пишу о том, что начали подготовку к чемпионату Абилимпикс с учеником. Потом так и будем заниматься с ним по субботам, потому что у нас просто не было возможности совместить наши графики на неделе. А в пятьдесят четвёртой заметке затрагиваю проблему чтения, потому что на той неделе прошло итоговое устное собеседование у девятиклассников.

Третий учебный триместр

На самом деле, время во время учёбы пролетает практически незаметно — вот уже и последний триместр. И начался он про рассуждения об ответственности в пятьдесят пятой заметке. Кстати, суббота на той неделе получилась весьма рабочей. В пятьдесят шестой заметке нет ничего особенного или впечатляющего — обычная такая учебная неделя.

На неделе, которую описываю в пятьдесят седьмой заметке, с десятым профильным классом начали изучать рекурсию. И это было весьма непросто. Особенно учитывая, что этой теме посвящено одно из заданий ЕГЭ. Кстати, на протяжении всего этого учебного года мне приходилось очень много времени уделять разбору заданий кружка «Код будущего», который в этом году был открыт в сотрудничестве с МФТИ. И задачки там ох какие непростые порой были (пятьдесят восьмая заметка).

В пятьдесят девятой заметке описываю свой первый опыт участия детей в муниципальном мероприятии — «Химическая мозаика». На неделе, которой посвящена шестидесятая заметка, состоялся отборочный этап чемпионата Абилимпикс, на результаты которого я особо не надеялся… Про интересную учительскую жизнь и не только в шестьдесят первой заметке.

Конец учебного года — это всегда особенно «весело». Вот и ВПР нагрянули… а с ними и видеонаблюдение, которое почему-то именно я должен был организовывать. Мне вообще не понятно, почему всегда заставляют работать именно тех, кто и так много работают. А есть учителя, которые сидят на месте ровно и… их никто не трогает. Это так странно. Именно об этом в шестьдесят второй заметке. В принципе, все остальные заметки только и будут о ВПР. Нет, конечно. Но в шестьдесят третьей именно о них опять и пишу.

Вот, например, шестьдесят четвёртая заметка и мои мысли о полезности ВПР. Но тут еще упоминаются индивидуальные проекты, которыми вдруг озадачились десятиклассники, потому что им объявили дату защиты. В шестьдесят пятой заметке упоминаю открытие чемпионата Абилимписк, которое состоялось в Королёве. Шестьдесят шестая заметка посвящена индивидуальным проектам и чемпионату Абилимпикс. Весьма показательно упоминание последнего звонка в этой заметке.🤣

Шестьдесят седьмая заметка должна была быть последней в этом учебном году… но что-то пошло не так. И потом ещё появилась шестьдесят восьмая. Видимо, кто-то где-то рассудил, что учиться до конца мая — недостаточно.

Но как и хотел, закончу результатами ОГЭ и ЕГЭ. В этом году у меня есть двойка по химии в 9 классе. И один несдавший ЕГЭ по информатике в 11 классе. И оба этих отрицательных результата вполне себе ожидаемы. Чтобы получить хорошие результаты, надо много работать. Увы… это не про них.

Нас уже запугивают, что в новом учебном году мы будем работать по-новому. И нас будет контролировать лично директор. Интересно, когда она будет успевать это делать? Поделилась бы секретом. Потому что мне вот не хватает на всё времени.


И вот, перед началом нового учебного года, я публикую итоги прошлого года. Довольно символично. Так получилось, потому что сначала я забыл дописать этот пост и опубликовать его. А потом решил как раз приурочить к началу нового учебного года. Потому что я решил закончить этот проект и не продолжать в новом году.

Мне надоело. Как-то стало это в тягость. А раз в тягость, то уже и никакого удовольствия. Поэтому и прикрываю проект. Нет, Заметки школьного учителя будут и дальше существовать. И вполне возможно, что какие-то отдельные интересные моменты школьной жизни по-прежнему буду сюда публиковать. Но однозначно — регулярных еженедельных заметок больше не будет.