Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #48

У всякого безумия есть своя логика.

Уильям Шекспир

День первый — 25.12.2023, пн

Понедельник день не тяжелый, нет. Он скорее бесконечный.

Я вот тут подумал о том, как происходит формирование классов — эти детей специально отбирают в разные класса по какому-то условному признаку или просто в ходе долгого обучения они настольно становятся друг на друга похожими?1

С десятым классом продолжаем мучить алгебру логики, а она мучает нас. Сегодня спрашивал законы алгебры логики. И закономерно, что не все дети выучили. И вот это мне не совсем понятно.

ЗаконДля ИДля ИЛИ
Двойного отрицания¬¬A = A¬¬A = A
Исключения третьегоA · ¬A = 0A + ¬A = 1
Операции с константамиA · 0 = 0, A · 1 = AA + 0 = A, A + 1 = 1
ПовторенияA · A = AA + A = A
ПоглощенияA · (A + B) = AA + A · B = A
ПереместительныйA · B = B · AA + B = B + A
СочетательныйA · (B · C) = (A · B) · CA + (B + C) = (A + B) + C
РаспределительныйA + B · C = (A + B) · (A + C)A · (B + C) = A · B + A · C
законы де Моргана¬(A · B) = ¬A + ¬B¬(A + B) = ¬A · ¬B
Законы алгебры логики

С одиннадцатым классом… ну, это ж одиннадцатый класс накануне Нового года. Что с них взять?

Потом была химия с восьмых классах. С ними мы начали изучать газовые законы — закон объёмных отношений и закон Авогадро. И тут опять не обошлось без трудностей. У детей большие сложности в запоминанием.

При постоянном давлении и постоянной температуре объёмы газов, вступающих в реакцию, относятся друг к другу и к объёмам газообразных продуктов реакции, как небольшие целые числа.

Закон объёмных отношений

В равных объёмах разных газов при одинаковых условиях (p, t) содержится одинаковое число молекул.

Закон Авогадро

1 моль любого газа при одинаковых условиях (p, t) занимает один и тот же объём.

Следствие из закона Авогадро

22,4 л/моль

Молярный объем

Вот казалось бы — чего сложного? Надо просто запомнить. Но нет…

После уроков, традиционно по понедельникам занимался в девятиклассниками подготовкой к ОГЭ по информатике. Мы с ними закончили разбирать задания первой части и в этот раз повторили все десять заданий. С нового календарного года начнём разбирать задания второй части.

День второй — 26.12.2023, вт

Вторник начался с опроса тех самых газовых законов в восьмом классе. Мне ведь везёт на то, что уроки химии в двух восьмых классах поставили в два дня подряд. Хотя… может это и к лучшему.

С одиннадцатым классом вспоминали особенности строения атомов металлов и его влияние на свойства металлов. Так себе… Сложно работать, когда работает только пара человек из всего класса.

С десятыми классами готовились к контрольной работе по углеводородам. Мы закончили первый раздел — он самый большой. А учитывая, что у них урок только один раз в неделю, то и получилось, что мы его изучали полгода.

С одним из девятых классов снова писали практическую работу по получению аммиака, потому что они остался у меня один, который эту работу не сделал. А со вторым хотел начать разбирать соли аммония (и даже начали), но их в это время вызывали на пробное итоговое собеседование.

Потом с двумя учениками из десятого класса разбирали 1-3 задания ЕГЭ по химии. А точнее — практиковались в составлении распределений электронов в атоме и нахождении закономерностей в свойствах элементов.

Уйти домой пораньше опять не получилось — пришлось проверять тетради с практическими работами. И попутно проверил тетради с конспектами в десятых и одиннадцатом классах, которые они мне сегодня сдали. Ушел уже в начале седьмого.

День третий — 27.12.2023, ср

Люблю среду! День, когда можно немного выдохнуть и расслабиться. И это даже несмотря на то, что у меня два урока информатики в одиннадцатом классе в этот день.

С десятым профильным классом всё ещё разбираемся с логикой. Сегодня пробовали упрощать логические выражения, применяя выученные законы алгебры логики. А с одной группой успели «зацепить» немного логические уравнения и методы их решения. Меня радует, что основная часть этого десятого класса довольно легко умеет обращаться с логикой и логическими выражениями. Непрофильному классу дал возможность заработать отметки — делали презентации на тему по выбору. Темы предложил сам, связанные, конечно, с текущими темами, которые сейчас изучаем. Получилось такое своеобразное повторение материала и отработка практических навыков.

Потом ещё было занятие кружка. Во втором модуле мы работаем со строками, списками и кортежами. Сегодня вот заканчивали выполнять задания по строкам. И да, я соглашусь с ребятами, которые говорят, что задания второго модуля в разы сложнее заданий первого модуля. Но с другой стороны, а чего вы хотели? Надо уметь находить дополнительные сведения, необходимые для решения задач.

День четвертый — 28.12.2023, чт

Четверг получился укороченный — ушел в обед. Надо было проводить коллегу на поезд в Москве. Поэтому в начале второго мы уже ушли из школы. А другой коллега подвёз нас на своей машине до метро. Что было довольно удобно.

Сегодня с девятыми классами разбирали соли аммония, их особенности и свойства. А еще решали задания на цепочки превращений. Странно, что дети не могут применять ранее записанный материал при решении практических заданий. Вот была такая цепочка превращений:

Аммиак → Азот → Аммиак → Нитрат аммония → Аммиак → Оксид азота(II)

Но даже она вызывает проблемы. Хотя все уравнения мы писали и на уроке, и во время практической работы.

1) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
2) N2 + 3H2 = 2NH3
3) NH3 + HNO3 = NH4NO3
4) NH4NO3 + NaOH = NaNO3 + H2O + NH3↑ (ot)
5) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O (kat)

И что уж тут сложного?

У восьмого класса проверял то, как они выучили газовые законы. И немного порешали задачи на объёмные отношения газов.

С десятым классом разбирали логические уравнение.

День пятый — 29.12.2023, пт

Странный день… всего три первых урока и уборка кабинетов. Директор лично принимала кабинеты.

Первым уроком занимался с теми ребятами, которые не смогли присутствовать на прошлом занятии по разбору заданий ОГЭ по химии.

С восьмым классом немного повторили газовые законы и порешали задачки на газы. Детей сегодня было мало. Видимо, в честь Нового года. Потом с девятым классом решали задание на цепочки превращений.

Потом вернулся в кабинет химии, потому что сегодня все сидели по своим кабинетам, а учителя ходили по школе. Там уже убрали кабинет — учитель, который был закреплен с классом за моим кабинетом, убрались на третьем уроке. Мне осталось только немного там убрать, тут вытереть.

И сегодня удалось уйти пораньше.


Так получилось, что пропустил одну неделю и не сделал заметок вообще… А восстанавливать не захотел. Пусть так и будет.

Итак, последняя рабочая неделя в этом календарном году закончилась. Впереди — неделя выходных и праздники. Можно немного расслабиться и заняться другими делами. В основном, хочу уделить внимание курсу, который забросил в последнее время из-за высокой нагрузки в школе.

  1. Всё, что осталось от прошлой недели. ↩︎

Photo by 愚木混株 cdd20 on Unsplash