Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #46

Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт – простые вещи – сложными.

Лев Давидович Ландау

День первый — 27.11.2023, пн

Что ж… первый день после каникул всегда «интересный»: отдохнувшие и набравшиеся сил дети, обессилившие учителя и гадкая погода. Полный комплект, что называется.

Вчера весь день слушал лекции разных умных людей о том, как же должна развиваться химическая наука в школе. Очень много говорят о том, что в школе осталось мало реального химического эксперимента, которые выполняют сами дети. Что ж… Может если бы учителей немного разгрузили, то стало бы чуть легче. А то при тридцатичасовой недельной нагрузке как-то сложно думать ещё и о том, как же организовать, например, сразу трем подряд восьмым классам практическую работу по получению кислорода. При этом ещё в какой-то момент надо успеть подготовить реактивы и посуду. А учитывая, что посуды катастрофически не хватает, то приходится выкручиваться — стараешься помыть сразу же, как провёл работу. Тут правда, предлагали «дельные» советы по поводу того, что посуду могли бы мыть дети… Но опять же — у меня её не так много, чтобы я мог доверит её детям.

Просто вчера и сегодня в Сочи проходил Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. И так как сегодня у меня бы точно не было возможности посмотреть трансляции, то я решил по максимуму сделать это вчера. Говорили много, местами говорили интересно («Я не обременён педагогическим образованием.» — изрёк один молодой педагогический кадр.) Но в целом, конечно, опять пустой разговор. Хотя… были любопытные моменты. Например, в 2024 году в ОГЭ по химии планируют впихнуть ещё одни эксперимент — с двумя пробирками. И вообще вынашивают планы запихать эксперимент и в ЕГЭ. К счастью, до жути боятся апелляций. Поэтому, думаю, пока можно не ждать.

Из интересного сегодня. С двумя восьмыми классами начали изучать кислород — рассмотрели общую характеристику, нахождение в природе, способы получения в лаборатории и промышленности и физические свойства. А третьим классом уже начали изучать химические свойства кислорода. С девятым классом дали общую характеристику элементов VIA-подгруппы Периодической системы (как всегда, в два часа дня — не особо эффективно). Вообще этому классу как-то особенно везёт — один урок химии у них всегда практически после обеда. И тут уж какая учёба? Так…

С десятым и одиннадцатым классами прошли очередной урок цифры. В этот раз урок разработал Яндекс и посвящен он был облачным вычислениям, машинному зрению и искусственному интеллекту. А ещё снежному барсу.

А завершился день походом в пятый лицей, где сегодня проходил муниципальный этап Всероссийской олимпиады по химии. И по его завершении надо было проверять работы, коих было девяносто девять. Закончили уже в девять часов. Домой добрался в начале десятого. Результаты? А их нет… Нет их!

День второй — 28.11.2023, вт

День, который начинался как короткий, а закончился — как обычный.

С восьмыми классами сегодня продолжили изучать химические свойства кислорода и даже попробовали решать простенькие задачки. С десятыми классами — изучали химические свойства алкинов и застопорились на том, как будет реагировать этин с бромоводородом. С девятыми классами составляли схемы строения атомов элементов VIA-подгруппы и разбирали как строение атома связано с валентностью и степенью окисления. Как обычно, местами было впечатление, будто я говорю на китайском языке.

А потом я хотел уйти домой, но оказалось, что сегодня пробник ОГЭ по химии. Поэтому пришлось подготовить материалы и проводить пробник. И проверять его. Вот… Результаты в сравнении выглядят как-то не особо обнадеживающе.

День третий — 29.11.2023, ср

Сегодня с десятыми классами закончили проходить Урок цифры и даже успели немного поговорить о кодировке графической и звуковой информации.

С одиннадцатым классом занимались практикой — работали с классами Python и учились использовать их при создании больших массивов данных. Увы… Успешной эту практику назвать нельзя — снова полное нежелание что-то делать и вникать в то, что делаем.

С восьмым классом закончили изучать свойства кислорода и подготовились к проведению практической работы по получению и обнаружению кислорода.

На занятие кружка в этот раз пригласил только восьмиклассников и девятиклассника, чтобы закончить прохождение промежуточной аттестации по первому модулю. Успели пройти все. На следующей неделе приступаем к изучению второго модуля — и начинаем со строк.

Вот такой выдалась среда.

День четвертый — 30.11.2023, чт

Четверг — почти хороший день. Есть небольшая возможность выдохнуть после трёх длинных и напряжённых дней.

С девятыми классами изучали свойства серы и сероводорода. На следующий урок запланировал небольшую самостоятельную работу. Посмотрим, что они запомнили.

С десятыми классами снова разбирались с кодировками — с одной группой с кодировкой графической информации и цветопередачей, в частности, а с другой группой — с кодирование звуковой информации.

Потом еще было занятие по подготовке к ОГЭ по информатике — сегодня разобрали разные типы задания номер семь. И остаётся у нас разобрать задание четыре. А потом можно повторить всё с самого начала. Хотя сегодня вот тоже несколько первых и шестых заданий рассмотрели.

День пятый — 01.12.2023, пт

В этот раз пятница грустный день, потому что завтра опять на работу — будет проходить муниципальный этап Всероссийской олимпиады по информатике.

С девятыми классами снова изучали соединения серы — сероводород и его свойства. С кем-то даже успели начать разбирать оксиды серы. Решил давать информацию о них в виде схемы-сравнения.

С восьмым классом тоже закончили изучать химические свойства кислорода. Спрашивал реакции, отражающие способы получения кислорода в лаборатории. Дети пытаются тупо заучить реакции и совершенно не пытаются понять их смысл. Результат этого будет один — выучат, расскажут и забудут. А потом, когда понадобится вспомнить, как же там получают кислород в лаборатории, то вспомнить уже не смогут. Печально.

Но ведь всё так просто. Вот они — четыре основных способа получения кислорода в лаборатории:

1. Разложение оксида ртути (именно его использовал Джозеф Пристли в 1774 году):
2HgO → 2Hg + O2 (реакция протекает при нагревании)

2. Разложение перманганата калия:
2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2↑ (при нагревании)

3. Разложение пероксида водорода:
2H2O2 → 2H2O + O2↑ (в присутствии катализатора — оксида марганца(IV), например)

4. Разложение хлората калия (бертолетовой соли):
2KClO3 → 2KCl + 3O2↑ (при нагревании и в присутствии катализатора — оксида марганца(IV)).

После уроков занимались подготовкой к ОГЭ по химии — разбирали задания пробного варианта, который писали во вторник. Пришлось потратить на это целых два часа, потому что разные дети приходят в разное время — у них накладки с другими дополнительными занятиями.

А вечером ещё сходил в Технопарк Физтех-лицея на лекцию психофизиолога, доктора биологических наук Александра Яковлевича Каплана «Человеческий мозг и искусственный интеллект». Лекция хоть и была довольно продолжительной, но пролетела незаметно, потому что лектор довольно умело завладел вниманием аудитории и не отпускал до самого конца


В принципе, можно было бы под субботу отвести отдельный раздел этой заметки, потому что большая половина её прошла в школе.

Оказалось, что в этом году целых восемь участников

  • 3 семиклассника;
  • 1 восьмиклассник;
  • 2 девятиклассника;
  • 2 десятиклассника.

Мои были только десятиклассники. Хотя почему-то второй учитель информатики посчитал и девятиклассников «моими». Ну… ей виднее.

Результатов ещё, конечно же, нет. Посмотрим, что там получится.

Во всех классах было по четыре задачки. Но задачки в этом году отбирали, видимо, особенно тщательно — порой даже непонятно с какой целью так сильно усложнять.

Кстати, в этом году все жалуются на то, что задания муниципального этапа невыносимо сложные. Видимо, поставили цель «отжать» только самых одарённых и способных. Что ж…

Пока ждал окончания олимпиады, решил подготовить всё необходимое для проведения практической работы по получению кислорода в восьмых классах. И пришел к выводу, что буду только демонстрировать получение. Не смогу дать детям делать эту работу самим, потому что… у меня нет достаточного количества пробирок с газоотводными трубками… но главное — нет резиновых пробок даже к тем пробиркам, что есть. Может так и лучше.

Photo by Marek Piwnicki on Unsplash