Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #42

Я скучаю. Это единственное объяснение моей тяги к прошлому. Не помогают никакие советы и психотехники. Можно только смириться, стараться скучать все тише и тише с надеждой когда-нибудь научиться просто помнить.

Эльчин Сафарли

День первый — 23.10.2023, пн

Итак, понедельник. День интересный и довольно продолжительный.

Сегодня с десятым классом начали повторять раздел «Информатика и информация». Вообще, это, наверное, довольно странное построение программы. А может и нормальное. Мы ведь уже имеем представление об этих темах и теперь расширяем и углубляем. Сегодня «пробежались» по тому, что мы называем информатикой, информацией, знаниями, данными. Вспомнили какие виды информации бывают, какие информационные процессы существуют и в чём их особенности. А закончили на структурировании информации и, в частности на графах. Довольно важный материал, который потом будет на ЕГЭ по информатике.

С одиннадцатым классом пытались вспомнить и углубить наши познания об алгоритмах и их особенностях. Но там всё как обычно — работаешь только с одним-двумя.

С восьмыми классами сегодня начали разбирать валентность и ее значение при написании формул веществ. Как обычно, надо выучить значения постоянной валентности некоторых элементов (таблицу с валентностями самых часто встречающихся элементов опубликовал в рабочем блоге). Посмотрим, как они это сделают.

С девятым классом написали практическую работу по теме «Реакции ионного обмена». Сегодня работа была довольно скучной — теоретической.

Потом приходили на подготовку к ОГЭ по информатике — сегодня было довольно много народу из а, б и в классов. Сначала разбирались с системами счисления и вспоминали как переводить числа из одной системы счисления в другую, а потом посмотрели пару заданий из ОГЭ. А со второй половиной обучающихся разбирали задание №9 — на графы. Опять же — посмотрим насколько успешно после того, как они выполнят тесты, которые я им выдал. Ещё бы они их делали регулярно.

День второй — 24.10.2023, вт

Очень долгий день: валентность в восьмых классах, в одном девятом реакции ионного обмена, а в другом — практическая работа. В десятых классах — химические свойства алкенов, а в одиннадцатом — основные классы неорганических соединений. Затем ещё в одиннадцатом на информатике вспоминали команды машины Поста. Ещё с десятиклассниками занимался решение задания №4 ЕГЭ по информатике. Помыл посуду после практической работы и приготовил ноуты на завтра на РДР по истории в шестых классах для видеонаблюдения.

Дома остаток вечера потратил на подготовку к завтрашнему дню и урокам.

День третий — 25.10.2023, ср

Удивительная штука — жизнь! Постоянно приходится делать что-то, чего можно было бы не делать, но кто-то чего-то не так понял… и вот с тебя спрашивают какие-то рабочие программы. А как же федеральные рабочие программы (готовые!), которые каждый учитель может быть и работать по ним? Выходит, опять кругом сплошное враньё…

Ну да ладно. Сегодня шестые классы писали РДР1 по истории. Казалось бы — причем тут я со своими химией и информатикой? А вот нет — опять меня выдернули после первого урока и пришлось ставить видеонаблюдение в тех кабинетах, где проходили эти работы. Благо первым уроком у меня был десятый класс, который я посадил проходить диагностику по информатике от Яндекс Учебника.

На втором уроке с восьмым классом отрабатывали умение определять валентность химических элементов по формуле вещества. Разобрали довольно много примеров и у доски успели поработать почти все. Часть примеров задал на дом. На следующем уроке буду проводить самостоятельную работу. Надо посмотреть, как они усвоили тему.

Потом опять был десятый класс, с которыми также проходили диагностику от Яндекса. Она будет идти до 31 октября. А потом может опубликую результаты. Мы проходим её с кем-то уже в третий раз.

Одиннадцатый класс на первом уроке проходил социально-психологическое тестирование, а на втором уроке мы работали с машиной Поста — учились писать простенькие алгоритмы для решения простеньких же задач.

Потом ко мне опять пришел десятый класс, с которым мы проходили тоже, что проходили с первой группой в понедельник — информатику, информацию и информационные процессы. Успели не всё, потому что один урок был использован для диагностики.

Потом было занятие кружка, на котором я вдруг выяснил, что в прошлый раз мы сосредоточились с ними на выполнении их домашних заданий и не выполнили задания контрольной работы (занятие №4). Вот их и решали сегодня. А ещё разобрали циклы и их особенности (прошлись и по for, и по while).

День четвертый — 26.10.2023, чт

Вообще, четверг — это мой любимый день недели, потому что вроде после трёх насыщенных и напряженных рабочих дней можно немного выдохнуть. Но… не всё так просто.

Так как я был не готов сразу в двух девятых классах проводить практическую работу (у меня нет столько пробирок), то решил с одним сделать практическую, а со вторым — подготовиться к контрольной работе. Тем более, что у второго класса урок уже завтра.

С восьмым классом учились определять валентность по формуле вещества. Успели каждый выйти и поработать у доски. На дом задал ещё несколько похожих примеров. Вообще, считаю, что домашнее задание не должно оцениваться, потому что оно нужно для закрепления того материала, который изучили на уроке. И тем более, что чаще всего ученики его списывают (большая часть) и ни о каком закреплении и речи быть не может.

Потом мне пришлось идти сидеть в качестве организатора на пробный экзамен по математике у девятиклассников. Организация была очень странная. Но в итоге удалось уйти немного пораньше с этого мероприятия, чтобы перемыть и переполоскать все пробирки для завтрашней практической работы в последнем девятом классе.

День пятый — 27.10.2023, пт

Интеллектуальная пятница сегодня случилась. Но об этом потом.

С восьмым классом сегодня определяли валентность элементов по формуле вещества. Потом с девятым классом занимались подготовкой к контрольной работе и повторяли алгоритм составления реакций ионного обмена по сокращенному ионному уравнению.

Так получилось, что на этой неделе моё единственное окно «закрыли» уроком информатики в девятом классе, потому что учитель ушёл на муниципальный этап олимпиады. Учились с ними решать задание на нахождение количества возможных путей из пункта А в пункт К в орграфе.

Так получилось, что этот же класс потом пришёл ко мне на химию и мы с ними делали практическую работу по реакциям ионного обмена.

Со третьим девятым классом за сегодня тоже занимались подготовкой к контрольной работе и учились составлять реакции ионного обмена по сокращенному ионному уравнению.

Занятие по разбору заданий ОГЭ сегодня растянулось на целых два часа. Сначала разбирали ошибки, которые допускают при выполнении тестов. Потом ещё раз прошлись по основным классам неорганических веществ и их основным свойствам.

А вечером я ходил на лекцию в Технопарк Физтех-лицея им. П.Л.Капицы, где сегодня лекция Константина Владимировича Анохина «Что мы знаем и не знаем сегодня о мозге» открыла Лекторий, который обещают проводить каждый месяц.

Лекция была довольно познавательная и интересная, но у меня остались вопросы, которые я так и не осмелился озвучить. Во-первых, почему Константин Владимирович практически ни слова не сказал о состоянии современной нейробиологии в России? Какие есть достижения? Какие сделаны открытия? Увы… Вопросы остались нераскрытыми.


Работа в школе — это вот просто отдельный вид сумасшествия. Каждый день и похож, и не похож на предыдущие. Вот вроде бы ты ежедневно делаешь одни и те же вещи. И это повторяется из года в год (как дети мне говорят — «Конечно вы уже всё помните — вы же каждый год повторяете!»). Но они не понимают того, что я знаю это не от того, что повторяю каждый год, а я просто это знаю, я помню.

  1. Региональная диагностическая работа ↩︎

Photo by Ryan Parker on Unsplash