Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #41

— Я хочу похоронить его…
— Да.
— Если любовь такая, я не хочу любить! Избавьте меня от неё! Пожалуйста… Почему? Почему мне так больно?!
— Потому что она настоящая…

Тауриэль Трандуилу

День первый — 16.10.2023, пн

Это был очень странный первый рабочий день после каникул. И закончился он у меня очень поздно. Но обо всё по-порядку.

С десятым классом продолжаем разбираться с информационной безопасностью. Кроме того, сегодня попробовали пройти Урок цифры, но к сожалению, они в этом году сделали его непроходимым за один урок. С одиннадцатым классом у нас тоже не получилось пройти за один урок. Слишком много надо всего читать, чтобы выполнить задания. Как обычно, не проработали все варианты.

С восьмыми классами сегодня изучали относительные атомные и молекулярные массы. Учились рассчитывать молекулярные массы для разных веществ и ориентироваться в Периодической системе химических элементов. Кроме того, как и обещал, провел самостоятельную работу по таблице с символами химических элементов.

Потом ко мне пришли «информатики» — те, кто собрался сдавать ее в девятом классе. С ними позанимались около часа — повторили решение заданий №2, 3 и поработали с заданием №5. Надо бы выдать ещё домой несколько вариантов.

После них пришла вторая партия девятиклассников, с которыми ещё раз повторили всё тоже самое.

И вот так день пролетел. А завтра будет пробник базовой математики в 10-11 классах и почему-то меня посадили организатором всего этого безобразия. Странно… Видимо, я самый свободный человек в школе. Что ж… хорошо.

День второй — 17.10.2023, вт

Сегодня с восьмыми классами изучали алгоритм нахождения молекулярной массы веществ и массовой доли химических элементов в соединении. И в очередной раз убедился в том, какие же все дети разные. Одни сразу же всё понимают и делают, а другие…

В десятых классах начали изучать алкены. Как обычно в первом классе успели меньше, чем во втором. Я никогда этого не понимал — почему когда объясняешь один и тот же материал, с кем-то успеваешь больше и быстрее, а с кем-то меньше и медленнее. Хотя о чем это я? Конечно я понимаю, почему так происходит. Но всё равно не перестаю этому удивляться. В итоге успели рассмотреть номенклатуру, виды изомерии, характерные именно для алкенов, основные способы получение. А вот свойства остались на следующий урок.

В одиннадцатом классе начали изучать растворы и дисперсные системы. Тут всё как обычно… работаешь не с классом, а с парой человек. Но большего от них требовать бесполезно. Это ж одиннадцатый класс.

Урок в одном из девятых классов был сорван ложной эвакуацией. Кстати, нам так и не объяснили, что это было и зачем. Оставшуюся часть урока занимались составлением реакций ионного обмена в девятых.

Урок информатики в одиннадцатом классе прошёл в ожидании пробника по базовой математике. Да-да, их заставили писать пробный ЕГЭ по базовой математике. Они сами недоумевали по этому поводу.

Потом из-за этого пробника у меня сдвинулся на более раннее время урок с надомником. Чему я был рад. Писать о том, что мы изучаем с ним, не буду. Пусть это будет тайна, покрытая мраком.

Вечером после того, как подготовился на завтра, сем решить задачи из домашней работы кружка Python. Собрал материал для завтрашнего занятия — надо будет отработать все те задания, которые не смогли выполнить. Статистика выглядит печально.

День третий — 18.10.2023, ср

С восьмым классом учились рассчитывать массовые доли химических элементов в соединениях.

С десятым классом проходили Урок цифры и разбирались с шифрованием и криптологией.

С одиннадцатым классом пытались с помощью сервисов с искусственным интеллектом создавать программный код, стихи и рисунки. С рисунками ничего не получилось — Кандинский от Сбера теперь требует регистрации для использования. Поэтому пришлось отказаться от его использования.

Потом было внеурочное занятие по индивидуальному проекту с десятым классом — уточняли темы, учились составлять цели и задачи. Вновь знакомились с оформлением и требованиями к составлению проекта. Как всегда планировал закончить побыстрее, но ушли со звонком и ещё в перемену задавали вопросы.

Потом было очередное занятие кружка по программированию. Доделывали домашнюю работу. Плохо, когда программирование это лишь фактор, а не увлечение и не истинный интерес. У детей очень мало свободного времени на то, чтобы заняться тем, что им нравится. Почему я так говорю? Потому что у меня самого его практически нет. Приходится постоянно куда-то бежать и что-то делать.

День четвертый — 19.10.2023, чт

Сегодня день был какой-то просто бесконечный. Но хорошо, что он закончился. И можно выдохнуть до завтра.

С восьмым классом учились рассчитывать массовые доли химических элементов в различных веществах. Вообще мне нравится, как в этом году восьмые классы учат химию. Да, не у всех всё получается. Но они стараются и это радует. Вот мы уже и к валентности подошли.

С девятыми классами снова составляли уравнения реакций ионного обмена, потому что потом в течение года они не раз нам ещё пригодятся. Надо, чтобы учащиеся могли составлять их с закрытыми глазами. Но увы… это пока сложно. И дело тут ещё в том, что они не умеют работать с таблицами (привет, начальная школа!).

С десятыми классами разбирались с шифрованием и криптологией, а потом пытались написать простенькую программу на Python, которая бы используя шифр Цезаря, шифровала сообщение пользователя. Так как все на разном уровне владения Python’ом, то и программа не у всех получилась. Мне же как обычно приходится ровняться на плохо понимающих.

Сегодня, наконец-то, на подготовку к ОГЭ по информатике пришел ещё один класс, который никак не мог собраться. Снова пришлось им проговаривать всё то, что уже раза три говорил — особенности проведения экзамена, структура экзаменационных материалов, особенности заданий. Потом разобрали все десять заданий, потому что они попросили об этом в свете того, что завтра пишут пробник.

Кроме того, сегодня ещё проводили пробный ЕГЭ по информатике и химии (ученица попросила провести именно сегодня, а не завтра, как было запланировано). И пробный ОГЭ по химии, который закончился уже около шести вечера, потому что начали они писать уже в начале четвёртого. Да-да, кто-то придумал писать все пробники после того, как закончится последний урок у детей. Интересно, этот «кто-то» думал про эффективность такого пробника? Конечно, пришли только те дети, которым это было нужно. И многие сидели до конца и довольно долго. Но это не отменяет того факта, что они уже уставшие и голодные.

Вечером проверил все материалы. Статистика удручает. ОГЭ по химии одна четвёрка, две тройки и три двойки. Причем одна из троек у ученицы, на которую я надеялся и ждал, что у неё будет как минимум четыре. ЕГЭ по химии — 57 баллов, ЕГЭ по информатике писали двое, но результаты у меня только у одного ученика — 59 баллов.

Завтра пишем пробный ОГЭ по информатике.

День пятый — 20.10.2023, пт

Вот и пятница. Сегодня много всего было запланировано, но как всегда, не всё пошло по плану.

С утра готовил материалы для пробного ОГЭ по информатике. Сделал на всякий случай сорок экземпляров. Посмотрим, сколько человек придет.

Потом с девятым классом опять занимались составлением реакций ионного обмена. Как научить их пользоваться таблицей растворимости веществ, если они не умеют работать с таблицами — не могу находить нужную информацию? Просто не видят её. Или не хотят видеть?

А с восьмым классом рассчитывали массовые доли химических элементов в соединениях. В конце урока дал им таблицу валентностей основных элементов. Сказал, что пока спрашивать не буду, но учить её им всё равно придётся. Как всегда сделал пост с таблицей в блоге. В этот раз заморочился и сделал так, что если на символ каждого элемента в таблице навести курсор, то появится подсказка с названием этого элемента.

Потом у меня было окно, которое пролетело как-то быстро, потому что нас собирали на совещание, где озвучили новые критерии для рейтинга школ на этот год. Из интересного — теперь к каждому домашнему заданию надо прикреплять материалы из библиотеки МЭШ, которая, кстати, работает через раз и выполнение этих самых заданий учитель не видит. Ещё на совещании сказали, что нужно переписать все программы для платных курсов — привести их в соответствие новым требованиям. В общем, работы на выходных хоть отбавляй. Но я, пожалуй, отдохну.

Потом снова пришли девятые и мы снова составляли уравнения реакций ионного обмена. Я вот подумал, что, пожалуй, надо в блоге сделать заметку о том, как составляются уравнения реакций ионного обмена. Хотя… что-то подсказывает мне, что такая заметка уже есть. И я её даже в рабочем блоге уже публиковал — реакции ионного обмена.

Потом пришёл десятый класс и мы продолжили написание программы шифрования текста с помощью шифра Цезаря. Но фактически пришлось начинать с начала, потому что ноутбуки, на которых мы начинали, остались в кабинете информатики. А работать пришлось за ноутми ЦОС. Но ничего, мы справились. Потихоньку приучаю детей к Линуксу. Надо чтобы они привыкали.

После урока заметил, что по коридору слоняются без дела девятиклассники (на самом деле они пытались решать задания ОГЭ по информатике). И предложил им начать писать пробник, не дожидаясь трёх часов. В итоге часть начала в половине третьего, а остальные потом подтягивались постепенно до трёх часов. И у нас получилось, что писали экзамен в трёх аудиториях.

Мне потом пришлось уйти, потому что меня ждали «химики»,1 поэтому пришлось уйти с экзамена и порешать с ними задачки №18 и №19. Это, кстати, задачки за 8 класс, но вот справиться с ними на пробнике получилось далеко не у всех.


В субботу проверил то, что написали девятиклассники на пробном ОГЭ по информатике. Статистика такая:

А если говорить об отметках, то из 39 человек, которые писали пробник 27 не смогли набрать необходимые пять баллов. Но самое печальное, что есть такие, которые даже бланки правильно заполнить не сумели.

  1. те, кто собираются сдавать ОГЭ по химии в этом году ↩︎