Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #39

Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Сократ

День первый — 25.09.2023, пн

Понедельник — день тяжёлый. И это правда. Сегодня опять даже пообедать было некогда.

С десятым классом на информатике начали разбирать тему «Компьютерные сети». Чувствую, что они уже устали от бесконечной теории и им хочется какой-то практики. Но увы, пока только скучная теория, без которой тоже никак не обойтись. Потому что вся практика построена на теории.

Потом был печальный одиннадцатый класс и ненужная им информатика, на которой мы опять разбираем моделирование и модели. Точнее — вспоминаем, потому что потом надо перейти к разбору заданий, связанных с графами. Увы… вспоминаем — это очень громко сказано.

С восьмыми классами у нас теперь сплошной разброд: с одними уже изучаем элементы, а с другими — только заканчиваем разбирать про атомы и молекулы. Это вот самое неудобное, когда классы изучают темы в разное время. Я потом начинаю путаться с кем что изучил. Кстати, задал им переписать таблицу с наиболее часто используемыми химическими элементами и начать ее учить. Пока учим только первую часть таблицы. Но выучить надо всю. Да, химия в восьмом классе довольно скучна. Но вся эта скука нужна, чтобы потом было проще и легче.

На одном из уроков химии в восьмых классов, одному товарищу стало скучно и он решил поплеваться бумажками. Пришлось заставить потом убраться. Но надо отдать ему должное — он сделал это сам без дополнительного напоминания. Грустно, когда дети не понимаю смысла обучения и того, что это необходимо прежде всего им.

Потом ещё пришли девятиклассники на подготовку по информатике. С ними посидели где-то час. Немного рассказал им про экзамен, его структуру, про оценивание и про задания. Потом разобрали несколько заданий — с первого по пятое, если быть точным. В конце рассказал им о том, что буду выкладывать тесты на своём сайте в разделе «Подготовка к ГИА» и рекомендовал регулярно выполнять задания.

Увы… Сам я не столь точен и пунктуален. Свою учёбу на курсах по подготовке к ЕГЭ по информатике почти забросил. А надо бы возобновить. Тем более, что надо начинать подготовку с одиннадцатиклассниками.

День второй — 26.09.2023, вт

Работать в школе — это странно. День пролетает просто незаметно. Вжух… и уже два часа. Потому что когда ведёшь подряд уроки, у тебя просто не остаётся ни на что другое времени. Хотя…

Сегодня с одним восьмым классом разбирали, что такое химические элементы и почему они именно так обозначаются. А потом начал знакомить их с понятиями коэффициента и индекса. Со вторым восьмым классом пришлось повторно проходить физические и химические явления, потому что большая часть класса пропустила эту тему из-за двухдневной экскурсии.

С девятыми классами всё ещё копаемся со степенью окисления и окислительно-восстановительными реакциями. Но как показала практика, можно до бесконечности ковыряться в них и всё равно будут те, кто не понимает, как рассчитывается степень окисления и для чего мы составляем электронный баланс. Печально…

С одиннадцатым классом вспоминали химическую связь и механизм образования ковалентной связи. Как всегда, работать с ними одно «удовольствие» — из всего класса работают один-два человека… остальные… присутствуют.

Кстати, о присутствии. Точнее об отсутствии. Сегодня собрали совещание после третьего урока — директор вышла с больничного. Говорили опять о том, что вовремя не заполняют журнал, не выставляют отметки. Запретили учителям-предметниками ставить отсутствие на уроке ученика, потому что это плохо влияет на статистику… Хм… То есть, ребёнка не было у меня на уроке, но отметить его отсутствующим я не могу. Должен звонить классному руководителю и выяснять, где этот ребёнок. Серьёзно?

Из-за этого совещания опоздал на урок химии в десятом классе. Пришлось алканы объяснять в ускоренном темпе. Со вторым десятым классом всё прошло гораздо спокойнее. Насколько это было возможным.

МФТИ прислали договор на Код будущего. Завтра распечатаю, подпишу и отнесу. Хорошо, что рядом. И пора начинать занятия. А у меня ещё группа не собрана. И когда все зарегистрируются, не понятно.

День третий — 27.09.2023, ср

Каждый день — что-нибудь новенькое. Вот сегодня вдруг узнал, что я инженер по обслуживанию техники в школе. Совсем непонятно, как так получилось и почему это получилось без моего согласия. Ну раз так, то никакой дополнительной работы я делать не стану.

Уроки прошли сумбурно и очень быстро, потому что сегодня встречали проверку. Приезжали смотреть работу ЕСПД1, которая вроде как должна быть внедрена и работать в каждой школе в России. Но по факту, школы продолжают использовать обычный Интернет в своей работе. Интересно, почему же?

Может потому что работать с использованием ЕСПД практически невозможно? Он блокирует практически все ресурсы. А если хочешь избежать этой самой блокировки, то надо как-то там мудрёно подключаться через свою учетную запись на Госуслугах. Хотя эта система авторизации тоже постоянно отваливается и не работает. В общем — весело.

У меня возникает вопрос — почему всё всегда так не продумано?

С восьмым классом сегодня изучали атомы и молекулы. На следующем уроке начну спрашивать таблицу с символами химических элементов.

С десятым классом сегодня вроде как начали углубляться в устройство компьютерных сетей и сегодня говорили про адресацию в Интернете и использование IP. Порешали несколько простеньких задачек на восстановление IP-адресов. Планировал на втором уроке посмотреть задачки из ЕГЭ, но этим планам не было суждено осуществиться — директор вызвала к себе и почти два урока мы заполняли документы по этому самому ЕСПД.

С индивидуального проекта пришлось отпустить, потому что всё ещё сидел с бумажками. Но потом освободился и немного порешали олимпиадные задачки по химии с девятиклассницей. С математикой традиционная беда. Посмотрим, что получится.

После этого пошел в МФТИ, потому что надо было отнести документы по Коду будущего. Вчера прислали договор, акт и согласие по первому модулю. Теперь надо начинать вроде как бы учёбу, но у меня до сих пор нет никаких указаний, как это сделать и что должны делать дети. Посмотрим, что дальше напишут. Или завтра напишу куратору и поинтересуюсь. Кстати, сегодня директор интересовалась количеством зарегистрировавшихся на кружок детей. В настоящее время у меня их двенадцать. Жду ещё нескольких.

Вечером решил возобновить практику решения заданий ЕГЭ. И сегодня вспоминал, как решаются 7 и 11 задания ЕГЭ по информатике. Надо сделать ещё подборку заданий олимпиады по химии на завтра.

День четвертый — 28.09.2023, чт

Спустя месяц занятий наконец-то немного проясняется то, когда, как и с кем я буду заниматься дополнительно. Сегодня вот было первое занятие кружка «Python для анализа данных». Пришла лишь половина группы, которая зарегистрировалась. Но уже неплохо. Хотя опять как-то всё непонятно: у детей ещё нет никаких кабинетов, где они могут выполнять свои домашние задания. Всё ещё ждём завершения регистрации и формирования группы.

С девятыми классами сегодня заканчивали разбор окислительно-восстановительных реакций. Увы… основная масса так и не поняла — ни как их составлять, ни как уравнивать. Надо будет ещё в разных темах при изучении отдельных групп элементов напоминать.

С восьмым классом сегодня проверяли то, как они выучили символы химических элементов и их названия и произношение. Пока не особо хорошо, но прогресс есть.

С десятым классом пытались решать задачки на составлении адресов сетей и масок в компьютерных сетях. (Это задание №13 в ЕГЭ по информатике). За одним повторили перевод чисел в двоичную систему счисления. Вот думаю, что надо будет еще показать перевод из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную системы.

Ещё занимался подготовкой к олимпиаде по химии с одним учеником. А в промежутках выполнял какие-то непонятные тесты на правильное питание и даже получил за это сертификат.

Вечером ещё настроил принтер в кабинете биологии и поэтому ушёл уже довольно поздно. Завтра планирую уйти пораньше. Если получится.

День пятый — 29.09.2023, пт

Начался он с восьмого класса, который первый начал изучать элементы и их обозначения — давал им задание ещё в прошлую пятницу. Но при этом готовы они были не особо лучше других.

Потом пришел любимый девятый класс, с которыми писали самостоятельную работу по окислительно-восстановительным реакциям. Специально взял довольно простые реакции, чтобы большинство могло сделать. Но то, что успел просмотреть вызывает жуткую депрессию — они даже переписать с доски без ошибок не могут. Кстати, работу ниже приведу и разберу.

Потом было окно, в которое я хотел собрать всех информатиков, чтобы обсудить стратегию обучения и оценивания с учётом их выбора предметов на экзаменах. Увы… не удалось поймать директора. В итоге решил лучше пообедать, потому что потом не будет времени это сделать.

После пришли ещё два девятых класса, которыми также написали самостоятельную работу и начали разбирать темы «Электролиты и неэлектролиты». Надо будет на следующих уроках показать опыт с лампочкой и растворами. Но до этого надо его самому проверить — вдруг прибор не заработает.

С десятым классом сегодня закончили тему «Компьютерные сети» и теперь будем писать небольшой тест, чтобы посмотреть как они усвоили эту тему.

Потом было дополнительное занятие по информатике с одним из одиннадцатиклассников, которые собираются её сдавать. Разобрали несколько заданий.

А следом за ним пришли девятиклассники на подготовку по химии. Им рассказал о структуре экзамена, о КИМе, показал шкалу перевода баллов в отметки. Потом разобрали несколько заданий, которые перед этим прорешали двое учеников. И начали делать ещё один тест, но его остатки будут доделывать сами дома.

Как и обещал, самостоятельная работа девятых классов по теме «Окислительно-восстановительные реакции«:

1 вариант
1) Ca + H2O → Ca(OH)2 + H2
2) Fe + Cl2 → FeCl3
3) H2S + O2 → SO2 + H2O

2 вариант
1) NH3 + O2 → N2 + H2O
2) Li + H2O → LiOH + H2
3) Al + Cl2 → AlCl3

Нужно было расставить степени окисления всех элементов у всех соединений в реакциях (1 балл), составить электронный баланс (1 балл), указать окислитель/восстановитель (1 балл) и расставить коэффициенты (1 балл).

Разбор для 1 варианта:

1. Расставляем степени окисления всех элементов в уравнениях:

1) Ca0 + H2+1O-2 → Ca+2(O-2H+1)2 + H20
2) Fe0 + Cl20 → Fe+3Cl3-1
3) H2+1S-2 + O20 → S+4O2-2 + H2+1O-2

2. Составляем электронный баланс:

1) Ca0 + H2+1O-2 → Ca+2(O-2H+1)2 + H20
Ca0 — 2e → Ca+2 |1 |
2H+1 + 2e → H20 |1 |

2) Fe0 + Cl20 → Fe+3Cl3-1
Fe0 — 3e → Fe+3 | 2
Cl20 + 2e → 2Cl-1 | 3

3) H2+1S-2 + O20 → S+4O2-2 + H2+1O-2
S-2 — 6e →S+4 | 2
O20 + 4e → 2O-2 | 3

3. Указываем окислитель и восстановитель в каждой реакции:

1)
восстановитель — Ca0
окислитель — H+1

2)
восстановитель — Fe0
окислитель — Cl20

3)
восстановитель — S-2
окислитель — O20

Задания второго варианта выполняются аналогично.

И вроде бы ничего сложного, но почему-то большинство не может справиться с подобными заданиями. Даже элементарно рассчитать степени окисления элементов. И вроде бы — можно было бы просто переписать уравнения и расставить коэффициенты, потому что реакции подобраны довольно простые. И вот ты уже получаешь шесть баллов из двенадцати. Но нет… даже на это кто-то неспособен.


Уже третью неделю подряд не могу разобрать то море фотографий, что делаю по субботам. И когда это сделаю не знаю. Может быть в каникулы?

  1. ЕСПД — единая сеть передачи данных ↩︎