Рубрики
Заметки школьного учителя

Заметка #37

Никого нельзя зря бить… бьют — по порядку…

Максим Горький

День первый — 11.09.2023, пн

Меня никогда не перестанет удивлять это отличительная черта образования — всем всё надо и сразу. И не волнует — можешь, не можешь…

Надо провести вводное занятие кружка «Python для анализа данных». И не просто провести, но еще и предоставить список участников с электронной почтой.

Что-то подсказывает мне, что это вводное занятие будет посвящено искусственному интеллекту. Ведь МФТИ сейчас так упорно пропихивает свой классный час, посвященный ИИ. Даже звонили мне тут на днях с предложением принять участие. Конечно, провести можно. Вот только никто не думает о том, в каких условиях я работаю. Кабинета информатики нормального нет. 10 несчастных ноутбуков на всю школу.

Ну да ладно… Немного о текущих делах. Сегодня с восьмыми классами выполняли первую практическую работу — знакомились с правилами техники безопасности, изучили основные виды лабораторной посуды и их предназначение. Эта работа всегда самая простая и понятная. Но увы… сегодня с ней справились не все. Из трёх классов только один написал работу в тетрадях, которые классный руководитель принес заранее.

С девятым классом вспоминали классификацию химических реакций по различным признакам и рассмотрели скорость химической реакции и влияние на неё различных факторов. На следующем уроке попробую дать задание, выполнение которого покажет, как хорошо они усвоили тему.

С десятым классом на информатике (на двух уроках) изучали устройства ввода и вывода. А с одиннадцатым классом всё ещё пытаемся разобраться с алгоритмами сжатия данных. Пока как-то не особо хорошо получается. Сегодня должно было быть практическое занятие, но урок опять проходил в кабинете химии и об этом пришлось забыть.

Вообще надо готовить ноутбуки и их использовать. Ведь мне конкретно указали, что ноутбуки у меня есть и нечего мне ещё чего-то ждать.

Завтра 10 уроков подряд, начиная с первого, потому что мне поставили надомника десятым уроком. Как-то надо пережить этот день.

Кстати, всё забываю написать о большой эпопее, которую сейчас проживаю. В начале учебного года мне приходится обновлять все лицензии на электронные учебники от Просвещения, которыми пользуюсь. Я уже не буду говорить о том, что они из года в год становятся только дороже (сейчас лицензия на 1 год для одного учебника стоит 245 руб). Так ещё и пользоваться этими учебниками довольно затруднительно. Ни одно из их приложений нормально не работает (во всех магазинах оценки у приложений два и ниже). И если в последнее время я пользовался web-версиями этих учебников, то теперь и они стали недоступны. То есть по факту: я заплатил деньги, активировал лицензии, но пользоваться ими не могу. Я понимаю, конечно, что Просвещение уже практически монополист в области школьной полиграфии, но нельзя же пользоваться этим так нагло.

Но самое печальное, что жаловаться некуда. Никто ничего не сделает. Вот так и живём.

Сегодня написал очередное письмо в поддержку. Посмотрим, что завтра ответят. Отвечают они тоже довольно долго. Им же торопиться некуда — это не у них сгорает срок лицензии.

День второй — 12.09.2023, вт

Это был весьма интересный опыт — десять уроков подряд. Причем из них семь уроков подряд — химия, потом две информатики и ещё урок химии с надомником. Устал? Да, пожалуй, устал. Но умудрился выкроить время в обед на то, чтобы перекусить. А потом ещё проверил тетради последнего восьмого класса, с которыми сегодня написали первую практическую работу.

С девятыми классами занимались повторением — вспомнили основные классы неорганических соединений и их основные химические свойства.

С десятыми классами изучали классификацию органических соединений и их номенклатуру. А с одиннадцатым классом изучали электронное строение атома и квантовые числа. Уже немного подзабыл, что орбитальное квантовое число l принимает значение n-1 и указывает на форму энергетического подуровня, на котором располагаются электроны. А вот магнитное квантовое число ml определяет направление энергетического подуровня (орбитали) в атоме и принимает значение от -l … 0 … +l.

На внеурочное занятие «Основы компьютерной анимации» пришло четыре человека. Но это ещё даже много. Немного поговорили об истории мультипликации и анимации. Договорились, что на следующем занятии познакомимся с программой Sygfig Studio и попробуем поработать в ней.

День третий — 13.09.2023, ср

День какой-то был спокойный и относительно тихий, несмотря на кучу уроков и перемещение между кабинетами. С утра была информатика в кабинете информатики в десятом классе. Разбирали с ними устройства ввода/вывода. Потому ушел в химию к восьмому классу. Их немного опросил и разобрали смеси и способы их разделения. А там опять вернулся в информатику и уже не уходил до конца дня.

С десятыми классами сегодня начали разбирать программную часть — виды ПО и их предназначение. Остановились на инсталляции ПО. Завтра продолжим. А еще дал на дом задание поработать с дополнительными источниками информации и составить таблицу со сравнение характеристик разных процессоров. Надо чтобы они умели ориентироваться в основных характеристиках компонентов ПК.

С одиннадцатым классом занимались практикой — учились составлять кодовые слова с использованием алгоритма Хаффмана и подбирать такие слова, чтобы закодированное сообщение имело наименьший вес. Увы… не все справились успешно, потому что постоянно отвлекались.

Ещё сегодня было первое занятие по индивидуальным проектам у 10А класса. Немного рассказал о том, что это такое и зачем нужно. А также остановился на том, как подготовить проект и договорились, что к следующему занятию они определятся с предметом и руководителем своего будущего проекта. Также отправил им пакет документов, необходимых для подготовки индивидуального проекта. Посмотрим, смогут ли выполнить до следующего занятия.

Вечером закончил выполнять тесты на курсах по ФГОС СОО и теперь мне осталось сделать только вторую практическую работу — разработать технологическую карту урока химии. Решил, что займусь этим в выходные. Надо закрыть и этот вопрос.

Да, ещё сегодня зарегистрировал для своего портфолио новый домен — артём-калашников.рф.

День четвертый — 14.09.2023, чт

Итак! Свершилось! Сегодня написали в школьный чат о том, что «…мы горим красным цветом по планированию, по своевременности выдачи ДЗ… В целом у нас очень хороший показатель по городу, но мы ещё не в отличниках. Нам надо ещё немножко поработать.»

И всё бы ничего… если бы это чудо под названием «Моя школа» работало нормально. Но ведь только соберешься сесть выдать домашнее задание, а тебе вот так:

И это постоянно. А уж сколько недоделок и косяков — я вообще молчу. Зато требуют своевременность заполнения. Удивительные люди! Просто удивительные! Интересно, им лета не хватило, чтобы всё это допилить и доработать? Или они как все нормальные люди летом отдыхали, а за работу взялись в конце августа?

Сегодня с девятыми классами разбирались со скоростью химической реакции и факторами, влияющими на неё. За одним повторили классификацию химических реакций. И показал пару демонстрационных опытов, иллюстрирующих скорость химической реакции.

С восьмым классом готовимся к практической работе, поэтому сегодня разбирали что такое чистые вещества, смеси и с помощью каких способов можно разделять однородные и неоднородные смеси.

Потом уроки информатики с десятым классом. Рассмотрели особенности системного ПО и обсудили процесс инсталляции программ в различных операционных системах (на самом деле только в Windows и Linux). А ещё обсудили наиболее часто используемые приложения.

Потом я провёл вводное занятие для тех, кто решил прийти на кружок в рамках проекта «Код будущее». Пришло не так много людей, как зарегистрировалось. И больше всего меня удивило, что пришли люди, которых отправили силой. Зачем? Какой от этого будет прок? Никакого! Зато были и те дети, которым это по-настоящему интересно и они задержались даже после занятия.

А ещё сегодня я наконец-то установил себе принтер. И теперь могу печать документы. Сразу же сделал анкету для девятых классов по выбору предметов на ОГЭ. С двумя классами даже заполнили эту анкету. Но были не все, как обычно, поэтому результаты неполные. Вот думаю, может сделать анкету в формах Яндекс.

День пятый — 15.09.2023, пт

Пятница, пожалуй, самый любимый день. Ведь это последний рабочий день на неделе.

С восьмым классом сделали практическую работу — очищали соль от песка, используя отстаивание и фильтрование. Вот отделить соль от воды не получилось — пока я не готов доверить восьмиклассникам работу со спиртовками.

С девятыми классами разбирали что такое «химическое равновесие» и от чего оно зависит. Немного поупражнялись с тем, как разные факторы влияют на химическое равновесие.

С десятым классом выполняли практическую работу — инсталляция и деинсталляция ПО на компьютере. Учитывая, что работали мы в кабинете химии и на ноутах с АльтЛинукс, то практическая у нас не получилась. Просто-напросто — установить то, что надо было не получилось — не смогли скачать нужные пакеты. А те, что я приготовил заранее, естественно, не подошли к нашей версии Линукса. Ну, в общем, Альт во всей красе.

Потом ещё занимался с девушкой из девятого класса подготовкой к олимпиаде по химии. Решали задачки школьного этапа за прошлый год. И задал несколько на дом.

Кстати, закончил опрос тех, кто присутствовал на предметы того, какие экзамены девятиклассники выбирают в этого году на ОГЭ. Вот что получилось.

Понятно, что это только очень предварительные данные. Но уже сейчас вызывает беспокойство количество собирающихся сдавать информатику. При том, что 29 человек ещё не ответили на анкету, потому что отсутствовали в школе в момент опроса. Поэтому данные ещё дополнятся.


Пятницу удалось завершить довольно позитивно — походом в кино. Вот только выбор фильма подкачал. Ну да ладно. В субботу побывал в Аптекарском огороде, где проходил День винограда и выставка тыкв. Кстати, последний раз был тут в феврале. Но вот фотки так и не разобрал. Как обычно. Их слишком много. Но одну покажу.

Photo by Rê Oliveira on Unsplash