Ну что? Пришло время подводить итоги своего проекта.
Всего за год получилось 32 записи, включая эту. Но будет ещё одна.
Да, писать ежедневно не получилось. И это довольно плохо. Потому что идея была как раз в том, чтобы ежедневно фиксировать всё то, что с тобой происходит в школе. Своеобразный дневник школьного учителя (по аналогии с дневником Домового). Но увы, этого сделать не удалось. И сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что так поступать было нельзя. Надо было писать ежедневно. Даже если бы это была всего одна строчка текста.
Но теперь уже не воротишь того, что сделать. И этот проект получился именно таким, каким он получился. Перечитывая сейчас записи за год, я вдруг понял, что это был важный и нужный шаг — начать такой проект. Ведь теперь вся школьная жизнь за год — как на ладони.
Жизнь в школе — это череда бесконечной смены: событий, лиц, отчётов… Нет, правда! Жизнь в школе напоминает бурный водоворот, который захватывает тебя и не выпускает. Если ты в него попал, то вряд ли тебе уже удастся вырваться. Может это и хорошо. Ведь с другой стороны жизнь в школе всегда наполнена событиями, которые наполняют твою жизнь.
Сентябрь это всегда круговерть подготовки к новому учебному году, втягивание в учебный процесс. У всех происходит адаптация: кто-то уходит на больничный, а кто-то работает за всех. Кстати, в этом году сентябрь подарил нам внеплановые ВПР, который «ни на что влиять не будут».
А октябрь — это время начала Всероссийской олимпиады. Но ведь особенности работы в нынешней обстановке — это совершенно отдельная история. Олимпиада в школе вообще всегда проходит довольно интересно. А вы благодарный человек, дорогой читатель? Часто ли вы вспоминаете своих учителей? Учитель — профессия благородная, но не благодарная.
Конец учебной четверти для меня — это всегда самое трудное время, потому что подведение итогов, которое неизбежно наступает в этот момент почти никогда не радует. Так было и с концом первой четверти.
Ноябрь — традиционно месяц проведения муниципального этапа олимпиады. Но самое трудное — это переубедить людей в том, что есть более простые пути. Мне это не помогло — очередной переход на дистанционное обучение показал это наглядно. А самое страшное — это совершенно непродуманная политика в отношении начальной школы. «Умные каникулы» в итоги сыграют злую шутку с глупыми детьми.
Когда работаешь в маленькой школе да ещё и в городе, где всего четыре школы, то вроде бы должен ожидать, что отношения между школами будут складываться очень хорошо. Увы…
Когда вы учились в школе, как вы относились к этому процессу? Вам нравилось ходить в школу? Вам нравилось учиться? Что вас мотивировало учиться?
Я наблюдаю за нынешними учениками и не могу понять, что их может смотивировать учиться. И ответа я не нахожу. Может никогда и не найду. Странно, но несмотря на то, что жизнь в школе течёт довольно быстро, она довольно статична на протяжении многих лет. А любые кардинальные изменения обычно встречаются таким штыками…
В декабре я вновь вспомнил о своём сравнении школы с бизнесом. А вообще декабрь запомнится отсутствием ёлок и практически — отсутствием праздника.
В итогах года я пришёл к неутешительному выводу, что мы так и будем ходить как цирковые лошади по кругу.
После длительного отдыха всегда трудно вновь возвращаться к трудовым будням. Забавно, что опыт дистанционного обучения сыграл довольно хорошую роль в организации учебного процесса при форс-мажорных обстоятельствах. Здорово, конечно, что я довольно лёгок на подъём. Раз — и расписание на день готово уже в семь часов утра.
Кстати, этот год был моей первой попыткой возродить полноценные методические советы. И теперь надо будет учесть минусы и недостатки, чтобы скомпенсировать их в следующем году.
Вообще января выдался довольно сложным и противоречивым во всех отношениях. Но его девизом стало: «Школа вне политики!«. (Запомните эту фразу — в мае она вам пригодится.)
В феврале пережили итоговое собеседование по русскому языку для обучающихся 9 классов. А репетиция этого действа, которая состоялась инициативе одного из классных руководителей в далёком ноябре, уже успела изгладиться из память наших детей. Кстати, май сегодня заканчивается, а программным модулем для заполнения бланков аттестатов нас никто так и не снабдил. Ну да, наивно было полагать, что это случится. Ведь это просто очередной способ выкачивать деньги (непонятно, правда, из кого). Программу в этом году приобрели сами.
В конце февраля и начале марта оказалось, что школе предстоит пережить ещё одно испытание — участие в проекте «500+«. В тот момент ещё никто не понимал, что это самое участие растянется не на один год. Сейчас уже есть частичное осознание. Как, правда, и осознание того, что «барахтаться» в этом проекте нам самим. Увы… помощи ждать не от кого. Вот только я не понимаю позиции директора, которая не желает понимать и признавать очевидных вещей и предпринимать вполне определённые шаги. Или она делает это целенаправленно и с одной единственной корыстной целью? Посмотрим.
Отчёты… отчёты… отчёты… Это единственное чем теперь живёт министерство. Увы, оно ещё не понимает, что чаще всего эти самые отчёты пишутся сами по себе, без привязки к событиям и мероприятия.
В конце марта была опубликована самая короткая запись — три предложения, как три буквы — ВПР.
Снова конец четверти, снова педсовет, снова печальные итоги… Увы! Они почти перестали меня радовать. Потому что позиция такая: я учу, но они не хотят учиться. Кстати, как показал конец последней, четвёртой, четверти — ниже всё есть куда.
Апрель: По факту: сплошной формализм и надувательство! Хотя была и радостная новость — я победил в конкурсе внеурочных мероприятий. Ну и конечно же — участие учителя нашей школы в региональном этапе конкурса «Учитель года-2021«.
Май, конечно же, запомнится длительными путинскими выходными. А чем еще? Внеплановым педсоветом, который, в принципе, стал просто очередной формальностью. Да ещё и запоздалой формальностью. Ах, да! Была ещё одна радость — нам сообщили, что зарплата у нас теперь будет меньше.
Конец мая лично мне запомнится контрольными работами в 9 классах и промежуточной аттестацией. Но ведь несмотря на все трудности мы всё равно никогда не сдаёмся и упрямо движемся вперёд. Наверное, так и должно быть. Ведь именно это и есть — развитие.
Вот и всё. Можно поставить точку и на этом всё закончить. Но ведь так не бывает. Впереди — лето, лагерь, отпуск. Впереди — много планов и много… работы. Да-да! Уже сейчас я поставил для себя несколько задач, которые нужно обязательно реализовать до начала нового учебного года:
- подготовить новые ведомости успеваемости;
- подключить сертификат шифрования к облаку школы;
- закончить распечатку журналов за этот год;
- начать подготовку материалов к своей аттестации;
- обновить свой личный рабочий сайт (опять же к аттестации);
- закончить все начатые анализы и собрать всю информацию по ним воедино.
Оглядываясь на прошедший год, я понимаю, что я делал многое не так, как следовало бы делать. Но главное — мне нужно сделать выбор: либо хороший администратор, либо хороший учитель. Дальше совмещать это нельзя. Иначе получается, что я не могу делать качественно ни ту, ни другую работу. Или выматываю себя на столько, что просто хочется уволиться.
Кстати, тема увольнения довольно актуальна в конце учебного года. Вот, например, сегодня отработал свой последний день второй информатик, который оказывал огромную помощь на протяжении всего этого учебного года (да и части предыдущего, потому что он приступил к работе в четвёртой четверти прошлого учебного года). И вот теперь опять мне всё тянуть одному. Это грустно. Но я понимаю почему человек решил уйти: не каждый справится с такой нагрузкой да ещё и с этим постоянным давлением и маленькой зарплатой. Надеюсь, его дальнейшая судьба сложится удачно.
В прошлую пятницу опубликовал во всех местных группах в социальных сетях объявление о вакансиях. Это, конечно, очень слабое утешение. Вряд ли кто-то откликнется. Но ничего другого не остаётся. Хотя… позавидовать спокойствию нашего директора. За 11 лет работы я столько раз наблюдал неверные решения кадровых вопросов. И уверен, что их будет ещё немало. Мне кажется, нужно всё же дорожить теми людьми, которые есть здесь и сейчас. Потому что учителя — это главный капитал школы. Да, не всегда они компетентны или проявляют высокий профессионализм. Но они есть. И это уже хорошо. Потому что если приложить определённые усилия, то их можно изменить.
Закончить хочу вот на такой оптимистичной ноте…