Рубрики
День школьного учителя

Перекладывание ответственности

В мире существует парадокс — чем больше власти, тем меньше ответственности.

Фёдор Тютчев

Итак, двухнедельный марафон почти подошёл к концу. Хотя… ещё осталось завтра пережить одно мероприятие.

Нет, я всегда знал, что работа в школе — явление непредсказуемое и совершенно непланируемое. Ты просто живёшь посреди бесконечного хаоса. И пытаешь привести его хоть в какой-то порядок и систему.

Почти вся прошлая неделя для меня прошла в подготовке к проведению открытого мероприятия — игры-соревнования «The X-Files. Секретные материалы». Самая игра состоялась в понедельник. Кто-то в этот раз замахнулся на слишком разнообразные и сложные технические детали проведения мероприятия. В итоге — не получилось самое главное: сделать запись мероприятия для конкурса. Придётся переснимать в следующий понедельник. Ну да ладно. Поэтому о деталях самого мероприятия пока не пишу. Да и напишу скорее всего в своём рабочем блоге.

На этой неделе основным школьным событием было итоговое собеседование по русскому языку для обучающихся 9-х классов.

Вот что меня всегда удивляет в подобных событиях, так это то, что никто не думает о том, как школа должна организовать его вовремя учебного процесса. Хотя, как я уже понял, об учебном процессе вообще никто не думает. Как никто не думает о том, что есть учебная программа, ФГОС, которые школа должна каким-то волшебным образом выполнить с учётом всех этих уроков финансовой грамотности, собеседований, сочинений, конкуров ну и, конечно же, всевозможных открытых всеросскийских уроков, в которых мы почему-то должны принимать участие в обязательном порядке.

Кстати, про перекладывание ответственности. Забавно, но власть нашла замечательный способ избавиться от ответственности за свои деяния: она просто перекладывает эту ответственности на нижестоящих. Конечно, это ведь очень удобно. Вот свежайший пример.

Школа самостоятельно приобретает бланки документов об образовании и всех необходимые аксессуары к ним. В прошлом году наша школа закупила запас бланков на три года вперёд. А в этом году наше любимое министерство решило вдруг, что старые бланки «недостаточно защищены от подделки» и поменяли их на новые. Ну как поменяли. Добавили кое-какие мелочи к тому, что было, например, надпись «Российская Федерация» на обложку или QR-код. А что же с уже закупленными бланками? А они больше недействительны. И мы не имеем больше права их использовать. Их необходимо уничтожить. Нормально, да? И это только один пример. А таких примеров — множество!

Или вот ещё интересная история. С 2010 года документы об образовании должны заполняться только с помощью печатного текста, никаких рукописных записей. Но почему-то когда это придумали и отправили в школы, никто не придумал, как именно школа должна заполнять аттестат. Да, позже появилось множество различных программ, которые позволяют «печатать» аттестаты. И вот: «В 2021 году для заполнения вновь выдаваемых аттестатов используется компьютерный модуль заполнения аттестатов и приложений к ним, позволяющий генерировать двумерный матричный штриховой код (QR-код), содержащий фамилию, имя, отчество, регион выдачи аттестата, номер аттестата, дату выдачи аттестата.» Но, конечно же, данного модуля ещё не существует в природе. То есть проблема генерации этого самого QR-кода остаётся открытой.

Ну да ладно, до конца учебного года ещё есть время. Может ещё успеют создать и выпустить этот модуль.

А пока мы готовимся к новым испытаниям — ВПР-2021. В этом году, наконец-то, кому-то пришла светлая мысль в голову: теперь в 4-8 класса обязательными всероссийскими проверочными работами будут только работы по русскому языку и математике. А вот из всех остальных предметом федеральное министерство выберет по два предмета в каждой параллели, по которым также будут проводиться ВПР. Ну тут хоть небольшое облегчение. Ведь 4 предмета — это вам не 8 обязательных. Хоть сократится количество используемой бумаги и краски.

Зато нарисовалась другая проблема. Достаточно серьёзная. И от которой так просто не избавишься. В 7 классах будут ВПР по иностранному языку, которые состоят из 2 частей: письменной и устной. Всю работу ученик должен выполнять за компьютером. В одной аудитории может быть не больше 4 таких рабочих станций. Но это подразумевает, что с компьютерами надо использовать наушники и микрофон, чтобы ученики не мешали друг другу отвечать. Хотя даже это сомнительно. Надо ли говорить, что хоть в школу и поставили два комплекта ноутбуков, но у ним не было ни наушников, ни мышек.

Теперь немного арифметики: у нас 40 учеников в 7-х классах. Если в одной аудитории только 4 человека, а с кабинетами у нас вообще всё сложно (поэтому и вторая смена), на выполнение всей работы отводится 45 минут, то есть получается на 40 человек надо: две аудитории, два урока в день и три дня на проведение только одной контрольной работы. Но сразу возникает куча вопросов: кто будет проводить эту работу? кто будет проверять? кто будет оплачивать эти дополнительные функции?

И это при том, что все чиновники без конца повторяют, что ВПР — это обычные контрольные работы, которые дети и так выполняют. Но давайте признаем, что это вовсе не так. Что эти работы гораздо сложнее, разнообразнее по формам и содержанию и требуют больших затрат и времени, и финансов, и сил. Но у нас это никогда не признают. Так и будут проводить. А учителя будут и дальше молча терпеть.

Конечно же, работать в школе весьма интересно — скучать тут определённо некогда. Но уже даже я порой устаю от этой бесконечной гонки. Хочется остановиться и просто заниматься тем, что мне нравится. Но вместо этого приходится делать то, что делать надо, что от тебя постоянно требуют. А главное — работа не заканчивается никогда. Ты постоянно прорабатываешь в голове если не урок, что какой-нибудь отчёт или план. Я порой ловлю себя на мысли, что даже за просмотром фильма я думаю о работе. Это же ненормально.