В современном мире выиграет не тот, кто держится за когда-то полученные знания, а тот, кто умеет учиться всю жизнь. Меня в университете не учили, как стать президентом. Чтобы быть им и выдерживать требования времени, приходится учиться и днём, и ночью, и всегда. Запомните, кто готов к изменениям, тот выиграет. Кто говорит на одном языке с исследователями, инвесторами, тот выиграет.
Нурсултан Абишевич Назарбаев
Самое время задумать о том, что я делаю не так? Почему сколько бы я не прикладывал усилий, результаты с каждым уроком становятся только хуже?
Сегодня после уроков в девятых классах хотелось пойти и написать заявление на увольнение.
Проходим сейчас с ними электролитическую диссоциацию. И вроде бы всё предельно ясно: есть электролиты — вещества, которые при растворении распадаются на катионы (положительно заряженные ионы) и анионы (отрицательно заряженные ионы), — если смещать растворы некоторых электролитов, то между ними могут протекать реакции ионного обмена — они обмениваются своими ионами и в результате одним из продуктов может стать газ, осадок или малодиссоциирующее вещество (которое не распадается на ионы — вода, например, хлороводород или сероводород). Если на языке химии, то происходит следующее:
- Возьмём растворы гидроксида натрия NaОН и серной кислоты H2SO4;
- Так как оба вещества представляют собой сильные электролиты, то в растворах практически полностью распадаются на ионы:
NaOH ⇄ Na+ + OH—
H2SO4 ⇄ 2H+ + SO42- - Смещаем эти растворы (а значит — перемещаем ионы в них):
NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O
Na+ + OH— + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2O - Не забываем про коэффициенты, чтобы уравнять число атом до и после реакции (чтобы выполнялся закон сохранения массы веществ):
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
2Na+ + 2OH— + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O - У нас получилось — молекулярное уравнение (1):
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
Полное ионное уравнение (2):
2Na+ + 2OH— + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
И нам необходимо составить сокращённое ионное уравнение (3). Для этого в полном ионном уравнении подчеркнём то, что у в виде ионов в левой и правой частях уравнения и выпишем то, что не подчеркнули (у меня не получилось сделать подчёркнутый текст в этим редакторе, поэтому я выделяю цветом и зачёркиваю):2Na++ 2OH— + 2H+ +SO42-=2Na++SO42-+ 2H2O
2OH— + 2H+ = 2H2O
Можно ещё сократить «лишние» двойки перед всеми веществами в этом уравнении:
OH— + H+ = H2O - И вот, что мы должны получить:
(1) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
(2) 2Na+ + 2OH— + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
(3) OH— + H+ = H2O
Вот что тут непонятного? А вот ничего не понятно, говорят дети. А почему? Правильно! Потому что когда говоришь обучающемуся у доски «Напиши уравнение взаимодействия гидроксида натрия с серной кислотой«, то он не может ничего написать! Он просто не знает, как пишется гидроксид натрия и серная кислота. Говоришь ему «Напиши — натрий-о-аш». Но он и этого не может сделать, потому что он не знает, как обозначается натрий… И какая может быть химия?
Сейчас с восьмыми классами как раз бьюсь над тем, чтобы они выучили символы химических элементов и запомнили их. Если не на всю жизнь, то хотя бы на два года. И самое странное — кто-то выучил сразу к первой проверке. А кто-то до сих пор этого не удосужился сделать (да и вряд ли сделает). Смешно слушать, как ученики ссылаются на плохую память. Ведь если не стараешься запомнить, то откуда памяти взяться?
Photo by Omkar Jadhav on Unsplash