Рубрики
Дневник школьного учителя

День 34. Тьма

В современном мире выиграет не тот, кто держится за когда-то полученные знания, а тот, кто умеет учиться всю жизнь. Меня в университете не учили, как стать президентом. Чтобы быть им и выдерживать требования времени, приходится учиться и днём, и ночью, и всегда. Запомните, кто готов к изменениям, тот выиграет. Кто говорит на одном языке с исследователями, инвесторами, тот выиграет.

Нурсултан Абишевич Назарбаев

Самое время задумать о том, что я делаю не так? Почему сколько бы я не прикладывал усилий, результаты с каждым уроком становятся только хуже?

Сегодня после уроков в девятых классах хотелось пойти и написать заявление на увольнение.

Проходим сейчас с ними электролитическую диссоциацию. И вроде бы всё предельно ясно: есть электролиты — вещества, которые при растворении распадаются на катионы (положительно заряженные ионы) и анионы (отрицательно заряженные ионы), — если смещать растворы некоторых электролитов, то между ними могут протекать реакции ионного обмена — они обмениваются своими ионами и в результате одним из продуктов может стать газ, осадок или малодиссоциирующее вещество (которое не распадается на ионы — вода, например, хлороводород или сероводород). Если на языке химии, то происходит следующее:

  1. Возьмём растворы гидроксида натрия NaОН и серной кислоты H2SO4;
  2. Так как оба вещества представляют собой сильные электролиты, то в растворах практически полностью распадаются на ионы:
    NaOH ⇄ Na+ + OH
    H2SO4 ⇄ 2H+ + SO42-
  3. Смещаем эти растворы (а значит — перемещаем ионы в них):
    NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O
    Na+ + OH + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2O
  4. Не забываем про коэффициенты, чтобы уравнять число атом до и после реакции (чтобы выполнялся закон сохранения массы веществ):
    2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
    2Na+ + 2OH + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
  5. У нас получилось — молекулярное уравнение (1):
    2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
    Полное ионное уравнение (2):
    2Na+ + 2OH + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
    И нам необходимо составить сокращённое ионное уравнение (3). Для этого в полном ионном уравнении подчеркнём то, что у в виде ионов в левой и правой частях уравнения и выпишем то, что не подчеркнули (у меня не получилось сделать подчёркнутый текст в этим редакторе, поэтому я выделяю цветом и зачёркиваю):
    2Na+ + 2OH + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
    2OH + 2H+ = 2H2O
    Можно ещё сократить «лишние» двойки перед всеми веществами в этом уравнении:
    OH + H+ = H2O
  6. И вот, что мы должны получить:
    (1) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
    (2) 2Na+ + 2OH + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
    (3) OH + H+ = H2O

Вот что тут непонятного? А вот ничего не понятно, говорят дети. А почему? Правильно! Потому что когда говоришь обучающемуся у доски «Напиши уравнение взаимодействия гидроксида натрия с серной кислотой«, то он не может ничего написать! Он просто не знает, как пишется гидроксид натрия и серная кислота. Говоришь ему «Напиши — натрий-о-аш». Но он и этого не может сделать, потому что он не знает, как обозначается натрий… И какая может быть химия?

Сейчас с восьмыми классами как раз бьюсь над тем, чтобы они выучили символы химических элементов и запомнили их. Если не на всю жизнь, то хотя бы на два года. И самое странное — кто-то выучил сразу к первой проверке. А кто-то до сих пор этого не удосужился сделать (да и вряд ли сделает). Смешно слушать, как ученики ссылаются на плохую память. Ведь если не стараешься запомнить, то откуда памяти взяться?

Photo by Omkar Jadhav on Unsplash

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.