Рубрики
Дневник школьного учителя

День 34. Тьма

В современном мире выиграет не тот, кто держится за когда-то полученные знания, а тот, кто умеет учиться всю жизнь. Меня в университете не учили, как стать президентом. Чтобы быть им и выдерживать требования времени, приходится учиться и днём, и ночью, и всегда. Запомните, кто готов к изменениям, тот выиграет. Кто говорит на одном языке с исследователями, инвесторами, тот выиграет.

Нурсултан Абишевич Назарбаев

Самое время задумать о том, что я делаю не так? Почему сколько бы я не прикладывал усилий, результаты с каждым уроком становятся только хуже?

Сегодня после уроков в девятых классах хотелось пойти и написать заявление на увольнение.

Проходим сейчас с ними электролитическую диссоциацию. И вроде бы всё предельно ясно: есть электролиты — вещества, которые при растворении распадаются на катионы (положительно заряженные ионы) и анионы (отрицательно заряженные ионы), — если смещать растворы некоторых электролитов, то между ними могут протекать реакции ионного обмена — они обмениваются своими ионами и в результате одним из продуктов может стать газ, осадок или малодиссоциирующее вещество (которое не распадается на ионы — вода, например, хлороводород или сероводород). Если на языке химии, то происходит следующее:

  1. Возьмём растворы гидроксида натрия NaОН и серной кислоты H2SO4;
  2. Так как оба вещества представляют собой сильные электролиты, то в растворах практически полностью распадаются на ионы:
    NaOH ⇄ Na+ + OH
    H2SO4 ⇄ 2H+ + SO42-
  3. Смещаем эти растворы (а значит — перемещаем ионы в них):
    NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O
    Na+ + OH + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2O
  4. Не забываем про коэффициенты, чтобы уравнять число атом до и после реакции (чтобы выполнялся закон сохранения массы веществ):
    2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
    2Na+ + 2OH + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
  5. У нас получилось — молекулярное уравнение (1):
    2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
    Полное ионное уравнение (2):
    2Na+ + 2OH + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
    И нам необходимо составить сокращённое ионное уравнение (3). Для этого в полном ионном уравнении подчеркнём то, что у в виде ионов в левой и правой частях уравнения и выпишем то, что не подчеркнули (у меня не получилось сделать подчёркнутый текст в этим редакторе, поэтому я выделяю цветом и зачёркиваю):
    2Na+ + 2OH + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
    2OH + 2H+ = 2H2O
    Можно ещё сократить «лишние» двойки перед всеми веществами в этом уравнении:
    OH + H+ = H2O
  6. И вот, что мы должны получить:
    (1) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
    (2) 2Na+ + 2OH + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
    (3) OH + H+ = H2O

Вот что тут непонятного? А вот ничего не понятно, говорят дети. А почему? Правильно! Потому что когда говоришь обучающемуся у доски «Напиши уравнение взаимодействия гидроксида натрия с серной кислотой«, то он не может ничего написать! Он просто не знает, как пишется гидроксид натрия и серная кислота. Говоришь ему «Напиши — натрий-о-аш». Но он и этого не может сделать, потому что он не знает, как обозначается натрий… И какая может быть химия?

Сейчас с восьмыми классами как раз бьюсь над тем, чтобы они выучили символы химических элементов и запомнили их. Если не на всю жизнь, то хотя бы на два года. И самое странное — кто-то выучил сразу к первой проверке. А кто-то до сих пор этого не удосужился сделать (да и вряд ли сделает). Смешно слушать, как ученики ссылаются на плохую память. Ведь если не стараешься запомнить, то откуда памяти взяться?

Photo by Omkar Jadhav on Unsplash