Давненько ж я не занимался научными изысканиями! И вот всё-таки решился. Просто когда работаешь с практической наукой, знаешь, что практику никогда не заменишь сплошной теорией. Увы, работа в школе в очередной раз продемонстрировала мне, что возможно всё. И чаще всего, все исследования детей сводятся к жонглированию теоретическими фактами и очень редко что-то исследуют по-настоящему. Это и понятно, если вспомнить безумную загруженность как школьников, так и учителей.
В начале XX века Владимир Иванович Вернадский предсказывал то, что сегодня уже стало нашей реальностью: изменения, которые человек привносит в природные условия приобрели всепланетарный, глобальный характер.
«Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободы мыслящего человечества как единого целого.» (Вернадский В.И.)
К сожалению, вся эта перестройка очень губительна для природы, потому что человек редко учитывает её интересы. Это прослеживается во всем: в повышении кислотности почвы и воды, в нарастании промышленных и бытовых свалок, катастрофическое уменьшение численности и видового разнообразия живых организмов, бездумная вырубка лесов… Современное общество — это общество потребления. Но что будем мы потреблять, когда природа уже ничего не сможет нам дать?
Человек никогда не должен забывать, что он тоже является частью природы. И как бы не создавал он для себя иллюзию свободы от природы и её условий и факторов, она так и останется иллюзией. А зависимость человека от природы со временем лишь возрастёт.
Среди многих негативных последствий хозяйственной деятельности человека особое место занимает загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами. Многие тяжелые металлы являются чрезвычайно токсичными даже в минимальных количествах. Они способны концентрироваться в живых организмах, вызывая при этом различные патологии. В отличие от органических веществ, подвергающихся процессам разложения, металлы способны лишь перераспределяться между природными средами.
Эта научная работа начинает цикл исследований, направленный на изучения влияния ионов тяжёлых металлов на рост и развитие растений.
Цель данной работы: определить влияние молибдена, меди, цинка, свинца и железа на рост и развитие растений.
Начиная данное исследование, мы выдвинули гипотезу, что влияние ионов отдельных металлов будет меняться в зависимости от концентрации этого металла в почве. Так же мы предположили, что это влияние должно отразиться на внешних признаках роста и развития растения — образовании новых листье, побегов, цветов и плодов.
Задачи:
- Изучить и проанализировать различные источники материалов о влиянии тяжёлых металлов на рост и развитие растений.
- Проследить изменения в росте и развитии бегонии при поливе её растворами солей молибдена, меди, цинка, свинца и железа и сравнить их с контрольным образцом.
Объект исследования: отростки бегонии, укоренённые на почвенном субстрате одинакового состава.
Предмет исследования: влияние ионов молибдена, меди, цинка, свинца и железа на рост и жизнедеятельность растений.
Актуальность работы заключается в том, что понимание того, как именно влияют тяжелые металлы на рост и развитие растений, поможет в дальнейшем разработать методы, позволяющие связывать ионы тяжелых металлов в почве для уменьшения их поступления в растения. А также позволит продолжить исследование роли микроэлементов в развитии растений и его интенсификации или, наоборот, угнетении.
Гипотеза: Угнетает ли рост и развитие растений высокое содержание различных ионов тяжелых металлов в почве?