Рубрики
Дневник школьного учителя

День 26. Память

Books were only one type of receptacle where we stored a lot of things we were afraid we might forget. There’s nothing magical in them at all. Magic is only what books mean, what books say. How they stitch the patterns of the universe together into one garment for us.

Ray Douglas Bradbury

Часто бывает так, что одно событие провоцирует лавину других, с первоначальным вроде никак не связанным. На самом деле связь есть всегда, просто её не сразу можно увидеть.

Я часто думаю о том, почему школа находится в таком жалком положении? Почему наши ученики так плохо учатся? Да, учителя постоянно оправдывают это сложными социальными условиями, в которых живут наши дети (пример: ребёнок при температуре 0оС ходит в школу только в камуфляжной форме, не имея тёплой куртки). Но только лишь условия ли в этом виноваты? Нет ли в этом и нашей вины тоже?

Думаю, не может не быть. Мы играем огромную роль в жизни каждого ребёнка, который проходит через нас, через наши уроки. Но очень часто мы даже не осознаём своей роли в этом, недооцениваем эту роль. И это порождает определённые проблемы.

Сегодня с восьмыми классами проверяли их знания символов химических элементов. В этом году я решил поступить иначе: первоначальную проверку знаний сделал в письменной форме, а не в устной, как делал это обычно. Результат? Ну, он не особо отличается от того, что был в прошлые годы. Дети не учат. Они не понимают того, зачем они учат. Но что ещё хуже — они не стараются и не хотят понимать этого. Для них — это просто «наказание какое-то».

Я часто слышу фразу о том, что «ваша химия мне нигде не пригодится». Да я и не спорю, что на протяжении всей своей последующей жизни вы может ни разу и не вспомните формулу серной кислоты (H2SO4, кстати). Но ведь тут дело-то скорее в другом сегодня обстоит: мне важно не столько чтобы вы запомнили все эти 23 символа химических элемента, а чтобы научились запоминать, чтобы тренировали свою память.

И вот самое интересное из вчерашнего случайного диалога, который у меня приключился на просторах интернета: «с каких пор ежедневники с напоминанием способствуют деградации и ухудшению памяти, а не эффективности мозга, тк освобождают его от ненужного мусора для полёта мысли и более важных дел?»

Мы так привыкаем «освобождать мозг» от всего, что он просто перестаёт вообще пытаться что-то запомнить. Но самое страшное, что мы и в этом не видим ничего плохого. Нет ничего хуже, чем перестать нагружать свой мозг задачами различного уровня сложности. Память требует постоянной тренировки. Если ею не пользоваться, она атрофируется. Увы… вы этого не заметите, потому что это записано в вашем очередном ежедневнике, но вы не вспомните, где он лежит, чтобы заглянуть в него.

Я не стал спорить. Не люблю этого. Зачем? Может я не прав? Может у других память работает совершенно иначе. Да, я вижу результат ежедневно — вижу как дети уже даже не хотят себя утруждать запоминание элементарных вещей — как правильно написать то или иное слово. И хорошо, если они при этом мотивируют свой ответ тем, что могут в любой момент посмотреть правильное написание в интернете. Но ведь встречается и такое: «Понятно же что написано. Так какая разница как оно написано?!»

Человек эволюционирует. Это факт. Но человек в тоже время и деградирует. Это тоже факт. И теперь всё зависит только от того, какой из этих процессов пересилит. Таков и будет результат.

Photo by Ryan Parker on Unsplash