Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса.
А Вы когда-нибудь встречали на своём пути эту книгу? Вот мне она попалась однажды в руки. Давно это, правда, уже было.
Но написать ведь я хотел совсем не о том… Мысли и пост должны быть о работе, о школе. На этой неделе я вдруг с удивлением обнаружил, что вся наша работа сплошная фикция. Всё, что мы делаем, мы делаем с непонятно какой целью…
И стало от этого так тошно и грустно. Обычно со мной такое случается, когда я проверяю работы учащихся (особенно по химии). Но тут дело не в детях, дело в самих учителях.
Однажды мне сказали, что у меня совсем нет амбиций. И это был второй раз, когда меня попрекнули чем-то подобным. Первый раз я запомнил очень хорошо, потому что тогда меня попрекнула мама. И дела было в год окончания школы, когда мне нужно было думать, куда двигаться дальше. А я тогда был таким мечтателем! И увы, имел неосторожность поделиться своими мечтами с мамой. Она же мне сказала, что я совершенно не могу смотреть реально на окружающий мир. И привела мне в пример моего лучшего друга (с которым мы были неразлучны с детского сада). «Вот, мол, он точно знает что будет делать и куда поступать». Ну да, куда уж мне до него.
А был ли у меня хоть какой-то выбор того, какую профессию получить? Скорее нет, чем да. Я знал, что мне предстоит поступать в пед, еще в классе десятом. Ведь другого вуза «под боком» не было. А вариант с переездом даже не рассматривался.
Время шло. Одиннадцатый класс остался позади и предстояло сделать выбор, на какой же факультет мне поступать. И надо отдать должное маме — она хоть и сказала, что я «нереалист», но навязывать свою волю не стала. И я пошел поступать… на физмат! Ну не дурак ли?! Нет, тогда в моей голове прочно засела информатика, компьютеры. Я был в таком сильном впечатлении от них, что даже свою любимую химию задвинул на дальний план. Жаль, что в тот момент никто не подсказал мне, что надо поступать туда, где ты более уверен в своих силах. Потому что итог того поступления был печальным — я не прошел. Но в принципе, этого и следовало ожидать, потому что физику я всегда терпеть не мог.
Сейчас, когда прошло с тех пор уже почти 16 лет, я понимаю, что нашей жизни всё взаимосвязано и ничего не случается случайно. Всё имеет своё предназначение и смысл. Просто не всегда это предназначение и смысл открываются нам сразу.
Я не поступил. Но зато пошел работать. И тут судьба уготовила мне второе испытание. Работать я пошел электриком (здравствуй, физика!!!) на местную ТЭЦ. Но уже через полгода перевелся в лабораторию ХВО, где благополучно отработал 5 лет. И за это же время успел закончить (заочно) институт теперь уже по «правильной» специальности — «химия-биология».
Ну а потом я почему-то опять решил, что мне обязательно надо работать по специальности (что я зря получил диплом?!) и ушел в свою же школу работать учителем химии.
Какое длинное получилось вступление. Потому что пост и не об этом. Написать я хотел о том, как устроена жизнь в школе. А устроена она там очень странно.
Есть уроки, которые мы ведём для детей. И есть уроки, которые мы ведём для других учителей. И на этом построено всё. И как мне в этот раз сказали «открытый урок — это тот, к которому должны стремиться все учителя». А еще ранее мне говорили, что «открытый урок всегда даётся для гостей». Я не могу этого понять. Для меня основная функция учителя — научить ребенка, помочь ему идти после школы своей дорогой. Она будет непростой, тернистой и, возможно, местами болезненной. Но она будет его и именно ему предстоит её пройти. Когда ты что-то объясняешь, показываешь, чему-то учишь, ты не знаешь, понадобятся ли эти знания, умения ребенку в будущем. Но не знает этого и сам он. Сейчас много говорят и пишут о новых подходах к образованию и в образовании, о новых стандартах образования. Но почему мне постоянно кажется, что все эти разговоры так и остаются разговорами. Опять та же система «ребенку — посредственность и ЕГЭ», «учителям — идеал»? Наверное, да! Против системы не пойдешь, система сломает. И рано или поздно ты сдашься. Или уйдёшь.
Это как с ИКТ. Это еще одна «модная» нынче тема в школе. Сегодня все владеют ИКТ. Ну как владеют… кто-то может сказать, что ИКТ — это информационно-коммуникационные технологии. Возможно, кто-то скажет, что это Интернет и компьютеры. Но никто не скажет, зачем это нужно. Да, ведь так просто показать готовую презентацию на уроке и пусть дети списывают информацию со слайдов. И да, презентацию скачали с Интернета. Это ведь так просто и удобно.
У меня была мечта — взять какой-нибудь учебный школьный курс и сделать к нему полное сопровождение в виде презентаций. К счастью, пока я для этого созревал, я понял, что мне это не нужно. Да, иногда презентация нужна. Например, можно показать детям как выглядит молекула мыла:
Или же когда даёшь что-то изучить дома. Но использовать презентации на уроке, да еще на каждом уроке… Извините, но это не применение ИКТ. Это просто демонстрация чужого труда.
Есть еще одна вещь, о которой мне хочется написать — профессиональные награды. Я не встречал еще людей ни одной специальности, которые так кичатся своими званиями, наградами и категориями. Я вот о своей категории порой и забываю (спасибо напоминают некоторые). Почему мне кажется, что награды — это не самоцель? Может гораздо важнее иметь учащихся, выпускников, которые просто удачно устроились по жизни? Или вот даже просто сдали ЕГЭ на отлично. Вот это я понимаю цель.
А с современными детьми ох как непросто работать! Я уж не знаю, может в своё время и мы были такими (а может хуже ?). Но есть в них что-то такое, что мне лично хотелось бы взять и поменять. Они перестали чем-то интересоваться, к чему-то стремиться. (Наверное поэтому работа в школе напоминает мне болото — чем дольше ты работаешь, тем глубже тебя затягивает.) Посмотришь на них и понимаешь — они рабы своих гаджетов, рабы электрических розеток и Интернета. И главное, их родители этому рабству только способствуют и даже не пытаются оградить или защитить своих чад от этой зависимости. А что будет дальше?
Я всегда говорю, что глупых детей нет — есть ленивые родители. Им так проще — ребенок сидит тихонько уткнувшись в экран своего смартфона/планшета/ноутбука/компьютера да и ладно — «главное по улицам ведь не шатается». А может пусть бы лучше шатался? Ведь мы же выросли без всего этого. Да сегодня бал правит информация. Но беда в том, что ведь дети совершенно не умеют ориентироваться в этом бешеном потоке информации. Они чаще всего просто покорно плывут туда, куда несёт их этот поток. И неважно, что конечная цель — водоворот. Мне обидно, что в этом учителя и родители занимают противоположные позиции. Ведь известно, что в воспитании и обучении детей родители и педагоги должны идти рука об руку, вместе, помогая, поддерживая и дополняя друг друга. Но всё как раз наоборот. Жаль… когда родители поймут свою ошибку, будет поздно — их чадо задаст им чаду. Ну да ладно… Дело будущего — дело тёмное. Поживём — увидим.
Вот так и получилось, что начал я с Люси Синицыной, а закончил своей работой. Просто мне и в самом деле интересно «О чём думает моя голова?» И завтра ответ на этот вопрос будет уже другим.