Мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что некоторые видят это и ничего не делают.
Альберт Эйнштейн
Конец четверти всегда очень напряжённое время: все очень нервные, постоянно срываются друг на друга, вымотанные, злые…
Сегодня отвёл последние уроки информатики в этой четверти. И сразу же выставил всем отметки. Теперь осталось по последнему уроку химии во вторник отвести и на этом четверть я закрою.
В связи с довольно низкой температурой сегодня очень много было отсутствующих. Я вообще до сих пор не могу понять того, как можно не приходить в школу, если ты учишься в 9 или 11 классе. Всё! У тебя нет больше времени на расслабление и покой. Забудь! Впереди — экзамены. И тебе нужно максимально мобилизовать все свои силы, чтобы успешно преодолеть этот важный жизненный рубеж.
Да, провальные отметки на экзаменах — это ещё не конец жизни. Но и приятного, по-моему, довольно мало. Ведь ты 9 (или 11) лет учился тому, чтобы как раз преодолевать такие рубежи.
И когда кто-то говорит о том, что в школе «натаскивают» на ОГЭ или ЕГЭ, то я совершенно не понимаю таких людей. Какое натаскивание? Вы о чём? Если человек упорно и усердно учился в течение всего срока обучения в школе, то экзамен — это всего лишь ещё один этап в жизни, который поможет оценить себя, свои силы и возможности, понять — чему ты научился в школе.
Увы… Это лишь мои «розовые мечты». На деле всё обстоит совершенно иначе. Обычно девятиклассники вообще не обращают внимания на слова учителей об экзаменах до конца мая. А потом просто идут на экзамены и решают всё наугад.
Конечно, не все такие. Но почему-то в последнее время таких стало большинство. И лишь единицы осознают и действительно понимают зачем они ходят в школу. Чаще всего можно услышать от школьника ответ «Потому что родители заставляют».
Еще страшнее слышать такой ответ от десятиклассника или, тем более, от одиннадцатиклассника. Но и такое почти сплошь и рядом. Они не понимают, что это они сами могут сконструировать своё дальнейший путь. Да, не факт, что он будет правильным или действительно будет полностью их устраивать, но это будет их осознанное и самостоятельное решение.
И опять же — мало кто хочет брать на себя ответственность даже за свои же поступки (и ошибки тем более). Вот и получается, что проще потом свалить свои неудачи на кого-то (родителей, учителей, школу), чем принять это на себя, разобраться в этом и исправить.
В чём сегодня состоит основная задача школы? Я постоянно задаю себе этот вопрос. Вот только ответить на него непросто. Понятно, что как и раньше школа должна давать будущему взрослому какой-то стартовый «капитал» — знаний, умений, навыков, которые помогут ему устроить свою дальнейшую и быть полезным себе и обществу. И что важно именно сегодня — мы не должны больше просто транслировать эти самые знания, умения и навыки детям напрямую. Наверное, учитывая особенности нынешнего поколения детей, следовало бы дать им больше возможностей для самостоятельного поиска и новых открытий, чтобы все составляющие (ЗУНы) они открывали сами. Именно тогда процесс обучения будет 100%-но успешным.
Так почему же сегодня этого не происходит в школе? Не знаю. Может потому что разрыв в развитии поколений настолько огромный, что для его преодоления понадобится ещё не один десяток лет. А может потому что роль государства во всём этом сегодня довольно странная: оно вроде как заинтересованно во всестороннем преобразовании всей системы образования и даже делает какие-то робкие шаги в этом направлении… но всё равно чаще это всё остаётся только видимостью глобальных изменений. А по факту — всё остаётся на своих местах. И учителя как вели свои уроки, так и ведут. А детям как было скучно на этих уроках, так и будет скучно дальше. И учебная мотивация будет и дальше снижаться.
Всё это я естественно пишу только о нашей школе. Я не могу говорить за всю систему образования. Но те огромные кипы отчётов, что приходится составлять для министерства просвещения говорит как раз о том, что такая же ситуация сложилась везде.
Сегодня вот наш любимый министр отрапортовал о том, что все школы подключили к высокоскоростному интернету. И вот нисколько не стыдно с высоких трибун такое заявлять.
Кстати, позавчера закончился третий этап конкурса «Флагманы образования». Он состоял из трёх тестов: общекультурного, управленческого и по функциональной грамотности. Задания в тестах были довольно непростые и очень объёмные. Результатов пока нет. Сегодня последний день прохождения теста по функциональной грамотности.
Photo by Zhanjiang Chen on Unsplash