Рубрики
Дневник школьного учителя

День 49. Проекты

Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.

Фридрих Вильгельм Ницше

На самом деле Ницше очень даже прав. Ведь это самое трудное — начать мыслить позитивно и жить счастливо. Потому что внешние обстоятельства постоянно угнетают нас и уводят наши мысли в сторону негатива. А сейчас это особенно быстро происходит — достаточно открыть любую социальную сеть…

Основная тема сегодняшнего поста — индивидуальные проекты обучающихся девятых классов. Да, по ФГОСам каждый выпускник девятого класса должен в конце учебного года представить свой проект. Наставниками учеников в этом непростом деле, конечно же, будут учителя. Учителя, которые, как мне кажется, и сами до конца не понимают, что такое проект.

В прошедшие выходные я даже ознакомился с целым курсом, который рассказывает что такое проект и как его делать. Стало ли мне понятнее? Не знаю.

Я просто опять прихожу к мысли о том, что люди, которые разрабатывали ФГОС, ни дня не работали в школе. И они совершенно не представляют себе что такое ученик.

Ну, или как вариант, в нашей школе учатся дети, которые не подходят для освоения этого самого ФГОС. Или это учителя не могут их этому научить? Какой-то замкнутый цикл получается.

И опять я вижу источник этой замкнутости в начальной школе. Всё зло идёт оттуда! Они живут своей отдельной жизнью три с половиной года… а потом, когда до учителя доходит осознание, что очень скоро его детище увидят и остальная часть коллектива, и всплывут на поверхность все огрехи, недоработки и упущения, у них начинается паника: сразу падает и качество знаний, и успеваемость, и начинают родителей в школу без конца вызывать…

Наблюдая всё это на протяжении всех тех лет, что работаю в школе и думаю — а почему бы учителям начальной школы и правда не попробовать начать работать так, как этого от них требует ФГОС? Может тогда бы изменилось сразу всё? И даже отношение родителей к школе.

Но это только мои мысли. На деле кто я такой, чтобы учительнице с тридцатилетним стажем что-то там рекомендовать?

Вот так и живём. Вроде бы делаем в начальной школе бесконечные проекты, но ни в основной, ни в средней школе ученики так и не умеют ни выбрать тему для своего проекта, ни распланировать его выполнение, ни реализовать свой проект.

У меня будет трое проектантов. Вот так уж получилось, что у всех по два, а у меня — целых трое. Один точно будет по химии. Два других — думаю, по информатике. Хочу предложить информатикам сделать сайт-портфолио. Будучи выпускниками девятого класса, им это портфолио вполне может пригодиться в самом ближайшем будущем. Да и над ним можно постоянно работать и после школы.

С химиком вот сложнее… Тут надо не просто думать. Да, любое исследование — это проект. Но вот условия для проведения полноценного исследования по химии у нас довольно ограниченные.

Завтра планирую обсудить с ними темы проектов. Посмотрим, какие у них есть мысли по этому поводу. (Предвижу ответ — никаких!)

P.S. Сегодня просто идеальное музыкальное сопровождение, на мой взгляд. 😊

Photo by Octavian Dan on Unsplash