Рубрики
День школьного учителя

Нет слов

Жизнь должна и может быть неперестающей радостью.
Л.Н. Толстой

Жизнь должна и может быть неперестающей радостью.

Л.Н. Толстой

Почти весь понедельник посвятил составлению аналитической справки по итогам ГИА за три года… Довольно странное занятие. Потому что я вдруг понял, что я могу сделать шикарную подборку статистики и красиво всё это оформить. Но когда дело доходит до описательной части… тут я полный ноль. И дело даже не в том, что я не умею анализировать или излагать свой анализ в письменной форме. Нет. Дело в том, что я не представляю, как представить те результаты, что есть так, чтобы они выглядели нормально, а не дискредитировали школу еще больше.

Почти все результаты имеют отрицательную динамику. И я понимаю, что это не только от меня зависит. Но от осознания этого становится очень тоскливо. А главное — надо выявить причины и работать над их устранением, чтобы повысить эти самые результаты. Реально ли это?

Заметил интересную особенность — наш отдел образования любит работать «задним числом»: так заставили писать ответ на «дорожную карту мер, направленных на улучшение результативности обучения и воспитания обучающихся с рисками неуспешности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Козьмодемьянска»», которая была составлена еще в январе этого года, но до нас доведена только в ноябре.

Наверное, так и надо работать. Зачем предпринимать какие-то реальные меры, если можно в очередной раз испортить очередную порцию бумаги. Она ведь такая, всё стерпит.

На этой неделе начались олимпиады муниципального этапа. В принципе, всё прошло лучше, чем я ожидал. Правда, видеозаписи этих самых олимпиад «весят» по 16 ГБ с каждой олимпиады. А хранить их предстоит год.

В среду поползли слухи, а в четверг объявили — с понедельника переходим на дистанционное обучение с 5 по 11 класс. А начальная школа отправляется на трехнедельные каникулы…

И в очередной раз никто ни о чём не думает. Но, видимо, ситуация действительно очень плачевная. Хотя глядя на статистику по республике этого не скажешь.

А вот в России всё не так радужно

Веду эту статистику с самого начала. Картина получается какой-то печальной и совсем неутешительной. Была еще мысль сделать статистику смертей по России и по Марий Эл. Пожалуй, надо будет как-то заняться.

Но я ведь не об этом начал. О самом наболевшем. Переход на дистанционное обучение — это муки невыносимые. Самое странное, что я нормально отношусь к онлайн-обучению. И уже вот все три недели распланировал для себя. Но есть другая сторона у этого процесса — дети и их родители. А вот они, к моему великому сожалению, не хотят учиться, а уж дистанционно и подавно.

А знаете почему так происходит? Потому что наши учителя изначально задают неправильный вектор обучения детей. Они делают всё, чтобы их считали центром этого процесса. И что без них — учёбы нет и не может быть! Это самая страшная и самая глупая их ошибка. Но дети (да и родители) её «проглатывают». Потому что, наверное, так удобно всем сторонам этого процесса. Одни перекладывают полностью ответственность за обучение и воспитание своих чад на плечи учителей и школы. Другие эту ответственность принимают и корчат из себя полубогов. А третьи… а их мнением никто не интересуется. Да и зачем? «Они же не люди» — как услышал я тут на днях. Вот так и живём.

А потом приходит дистант и всё переворачивает с ног на голову. И каждый чувствует себя уже не так уверенно. Учителя начинают волноваться и паниковать, дети начинают придумывать всякие причины, лишь бы вообще не учиться, а родители начинают жаловаться всем и всюду.

А ведь всего-то и надо было — правильно направить детей в самом начале. Говорить им с самых маленьких лет, что их образование — это главная причина их будущей успешности в жизни. Что учатся они прежде всего для себя, для своего будущего. И если это повторять ребенку постоянно, то он осознает это однажды. И тогда даже дистанционно он будет учиться не ради отметки или ради родителей, а потому что это нужно ему. Но пока мы имеем то, что имеем. И с этим надо как-то работать.

А работы будет много. Мой курс знакомства с Moodle, увы, не успел завершиться до начала онлайн-обучения. И учителя очень остро восприняли мою идею о том, что теперь задания для обучающихся будем выдавать именно на этой платформе централизованно. Я сначала хотел настоять на своём. Ведь так всегда получается — сначала воспринимают в штыки, а потом — просто пользуются и даже не замечают.

Но потом решил, что не буду настаивать. Зачем? Если это вам не нужно, то мне и тем более. Мучайтесь со своими фотографиями, портите своё и без того испорченное здоровье. Одно меня огорчает — детям и родителям опять будет непросто угодить каждому учителю.

В субботу прошла репетиция итогового собеседования в 9-х классах. Решили в этот раз ничего не отменять, тем более, что новый режим ограничений начинается только с понедельника.

Прошло всё довольно печально. Современные дети очень плохо читают и ещё хуже — пересказывают тексты. А уж составить связанный монолог или поддержать диалог на заданную тему — это вообще на уровне сверхспособностей. Почему так? Потому что они не читают? Или потому что им это неинтересно?

Не знаю. Наверное, это должно быть привычкой, привитой с детства. Много читать и уметь рассуждать. И конечно же — излагать свои мысли устно и письменно, да ещё и грамотно.

Ну да ладно. Думаю, в январе проведём ещё одну репетицию. Посмотрим, что изменится за эти три месяца. Хотя я думаю, всё останется на прежнем уровне. Ведь если уж за 9 лет ничего не изменилось…

Впереди ещё одна неделя. Скорее всего она будет очень непростой. А может наоборот. Посмотрим.