Рубрики
Кино

Это всего лишь конец света

Бывают такие причины, которые не касаются никого, кроме вас самих, они толкают идти вперёд, в жизнь, помогают не оглядываться. Точно так же есть множество причин, по которым можно захотеть вернуться.

Луи-Жан Книппер («Это всего лишь конец света»)

Попал как-то в поле моего зрения этот фильм. История о том, как успешный писатель возвращается в свою довольно эксцентричную семью после двенадцатилетнего отсутствия.

Этот фильм получил гран-при жюри Каннского кинофестиваля в 2016 году. Хотя критики его и освистали. Кстати, я отчасти их понимаю. Местами мне тоже хотелось просто взять и перемотать далее. Слишком уж затянутое повествование. Я понимаю, что Долан пытался таким образом показать нам, как тяжело главному герою достичь главной цели своего приезда — рассказать родным о своей болезни.

В фильме явно чувствуется противопоставление переживаний главного героя — Луи и его семьи — матери, брата и сестры. Вдвойне странно, что из всей семьи только одна лишь Катрин (невестка) догадалась об истинной причине приезда Луи. Но и она никому ничего не сказала.

Луи знаменит — о нём часто пишут в газетах. И мы узнаём об этом, когда его сестра Сюзанна разговаривает с Луи в своей комнате, а он рассматривает стены, увешанные вырезками из газет. Тогда же мы узнаем о том, что у каждого члена семьи есть пачка поздравительных открыток, которые отправлял Луи на все праздники всем членам семьи.

Когда смотришь этот фильм, что невольно задаешь себе некоторые вопросы, на которые так и не получишь ответов в конце. Почему Луи уехал на 12 лет и практически не общался с семьёй? Почему он молчит и практически ничего не говорит? Почему ни мать, ни брат, ни сестра ни разу его не навестили? Почему он не дал матери свой последний адрес проживания? Что связывает Луи и Катрин? Почему они постоянно обмениваются такими продолжительными и пристальными взглядами?

И есть ещё один интересный момент — если члены семьи остаются наедине с Луи, то их поведение совершенно не похоже на то, когда они собираются вместе. Если они собрались все вместе за столом, то закончится обед обязательно скандалом. Складывается впечатление, что каждый пытается перетянуть на себя всё внимание Луи. И из-за этого постоянно вспыхивают конфликты. А ещё есть старые, не забытые обиды… все о них молчат, но никто не забывает. И только когда Луи и Антуан едут в машине, у Антуана проскальзывают отдельные фразы, которые выдают истинные чувства всех членов семьи по поводу возвращения Луи домой.

Мать обвинила Луи в том, что он уехал из дома, чтобы получить свободу и славу. Но разве это плохо? Нет, просто она пытается показать ему, что несмотря ни на что, всё равно любит его: ведь она — мать, а он её дитя. Когда их диалог заканчивается объятиями, я думал, Луи не выдержит и в этот момент расскажет о цели своего визита домой. Но нет… он промолчал.

Ты еще не понял, что мы тебя любим? Считаешь мы не понимаем. Ты прав. Мы не понимаем. Но я тебя люблю. Я люблю тебя! И этого у меня не отнять.

Мать

Он вообще очень много молчал на протяжении всего фильма. И я постоянно думал о том, зачем же он на самом деле вернулся — найти поддержку и помощь родных в трудный момент? Или это очередное проявление его эгоизма и попытка ещё раз привлечь внимание к своей персоне? А может это попытка извиниться за все те годы отсутствия? Ответов на все эти вопросы у меня так и нет.

Ксавье Долан в очередной раз поставил своего зрителя в весьма неудобное положение — он задал множество вопросов, но не дал ни одного ответа. Хотя… наверное, именно в этом и заключается основной посыл фильма — каждый задаёт вопросы и находит ответы в зависимости от своей ситуации.

В конце концов, с чего мне их бояться, это могло бы быть приятно, как в романах с хорошим концом. Мы могли бы друг друга полюбить, смеялись бы и шутили, прощали бы ошибки. Или они ничего бы мне не простили? Все бы плакали и кричали, как в бессмысленных фельетонах? Секреты, горькие слезы, упреки… Что они сделают, когда я им скажу, что уйду и больше не вернусь? Совсем никогда. Не разворошу их воспоминания. Что тогда? Предугадать невозможно, и все же… это же просто семейный обед, это же не конец света.

Луи-Жан Книппер

Моя оценка —