Рубрики
Книги

Я не тормоз

Вот что мы, как не слова?.. После человека остаётся что? Слова. Это много или что? Или пустое место, ничего.

Игнат («Я не тормоз»)

Иногда попадаются просто удивительные книги. Вот прям как с книгой Нины Дашевской «Я не тормоз». Я уже и не помню, как она ко мне попала… Или помню?

Помню… мне попался один фрагмент в интернете:

— К доске пойдет Зайцев.
Все вокруг тихонько хихикают. Ну и что, и что? Сколько уже можно, надоело.
Иду к доске, решаю задачу эту. Простая.
— Игнат, куда ты торопишься? На поезд опаздываешь?
— Я не тороплюсь, — пожимаю я плечом, — я как всегда…
В общем, пропустил я действие. Ну и что; ответ-то правильный. Я в голове уже потому что сосчитал и забыл записать. Руки у меня не успевают за головой.
— Ладно, — говорит она, — пять с минусом. Хотя вообще это ошибка.
— Ответ же правильный, — говорю.
— Решение тоже имеет значение. Мне нужно видеть, как ты мыслишь.
Ещё чего. Чтобы кто-то видел… Мои мысли — моё личное дело, нечего…
— Ой, Игнат, а почему тебя в журнале нет?
— Потому что я не Зайцев, а Волков, — говорю в стотысячный раз. Никогда не запомнят, я уже не поправляю.
Иду на своё место и задеваю ведро; оттуда вываливается швабра и лупит меня по голове.
Опять.

Это мои грабли, швабра эта.
– Зайцев! Тебе самому не надоело в классе клоуном быть?!
– Я Волков, – говорю я.
Вот скажите, это такие похожие фамилии, да? Заяц и волк – это совсем-совсем одинаковые звери. Да? Или мне не подходит фамилия Волков?!

с. 7

И я не устоял и нашел ее в бумаге и заказал. А потом еще и в электронном виде нашел на Литрес.

История молодого человека — ученика седьмого класса обычной московской школы Игната Волкова, рассказанная им самим. Игнат вроде бы обычный парень. Но есть у него несколько удивительных особенностей. Например, его скорость. Игнат не может ничего делать медленно, не спеша. Это вот прям его угнетает. Именно поэтому он так любит поездки на самокате и прогулки на роликах. Они дарят ему скорость и он в буквальном смысле «чувствует воздух». А ещё у Игната есть младший брат — Лев, которого он очень сильно любит и старается заботиться о нём.

А вот Лёва. Я же им говорил, что так нельзя: Лев Волков. Зоопарк какой-то! Но они разве послушают… Мама всю жизнь, оказывается, хотела чтобы сын — Лёвка, Лёвушка. И не виновата она, что папа Волков оказался.

с. 9

Это история о семье, о дружбе, о поддержке, о взрослении… И написана она довольно красивым и простым языком. Мы проживём вместе и Игнатом почти весь учебный год. И посмотрим на жизнь семиклассника его же глазами. Нине Дашевской удалось меня увлечь и не отпускать до самой последней страницы.

После стольких лет работы в школе, когда ты каждый день видишь вот этих самых Игнатов, для которых скорость превыше всего, а их засадили в замкнутое пространство и заставляют что-то учить, что им совсем неинтересно… Нет, я всегда об этом знал и понимаю, что ни химия, ни информатики, ни любой другой предмет не могут быть и правда настолько увлекательными и захватывать детский ум настолько, чтобы выдержать сорок минут неподвижного сидения и молчания. И всё же… через это надо пройти. Хотя бы для того, чтобы выработать в себе не только стремление к свободе и скорости, но и умение учиться и быть терпеливым и спокойным в любых ситуациях. А ведь ситуации могут разными, раз уж ты любишь скорость и самокаты.

Игнат про Игната

Я бы хотел быть похожим на Игната Волкова. Я пока не знаю, кто это. Мне кажется, он, или я, каждую минуту разный. Но я не хотел бы повторять кого-то. Я хотел бы быть отдельным, отдельно стоящим. Я ненавижу, когда меня сравнивают с кем-то. Я не хочу быть лучше или хуже. Пока не пойму, что во мне главное. Но хочется, чтобы было такое. Чтобы сразу понятно: я — это я, Игнат Волков. Скажем, я точно знаю, что я быстрый человек. И если я буду медленным, то это не я. Но этого мало — быть быстрым. Надо что-то ещё. Чтобы мне соответствовать самому себе.
Мне кажется, что я вижу какие-то размытые контуры. Как за стеклом в дождь. Иногда мне кажется, что этот человек похож на кого-то знакомого. Но не он. Мне бы хотелось, чтобы контур стал более чётким. Хочется навести резкость. И увидеть, что же это такое — я.

с. 97

Моя оценка —