Рубрики
Работа

Двенадцать минусов работы учителем

Раз уж вчера была статья «Двенадцать плюсов работы учителем«, то сегодня самое время ее опровергнуть. Работаю в школе с 2007 года и кое-какой опыт успел накопить. Конечно, «везде хорошо, где нас нет». Но всё ли так радужно в профессии учителя, как описано в «Двенадцать плюсов работы учителем«? Проверим! 

Минусы работы учителем

  • Отвратительный график работы. А Вы знаете, что учитель практически никогда не прекращает работать? Да, базовая ставка у учителя — 18 часов. И всё было бы прекрасно, если бы работа учителя ограничивалась только этими часами. Помимо этих часов у учителя еще есть: куча тетрадей или работ учащихся, которые надо обязательно проверить в установленные сроки, классное руководство, которое подразумевает работу не только с учащимися, но и их родителями, подготовку к урокам, составление контрольных тестов, презентаций. Но ведь у каждого учителя (учительницы) есть семья, которой тоже надо уделять время и внимание. Так что я бы поспорил по поводу того, успевают ли учителя заниматься воспитанием собственных детей или тоже перекладывают эту обязанность на бабушек и дедушек.
  • Длинный отпуск. О, это конечно же плюс! И лично меня этот плюс удерживает в школе. И опять же возникает то самое «но». Он всё равно имеет свойство заканчиваться. И после столь длительного периода бездействия очень трудно вновь включаться в работу. Другое дело, что обычно и на включение времени уже не остается — ты просто выходишь на работу и на тебя наваливается сразу всё — календарные планы, уроки, совещания.
  • Каникулы. Обычно не бывает никакого перерыва — чаще всего учителя и в каникулы продолжают работать в почти привычном ритме. А о классных руководителях и вообще можно не говорить — на каникулах они обязаны провести хотя бы одно мероприятие с классом.
  • Официальное трудоустройство. Пока еще плюс. Но скоро всё может измениться.
  • Ограничение и контроль. На самом деле, если бы учитель на уроке — царь и бог, то кто же тогда завуч? А директор? Хм… Вообще, школа очень странное место — с одной стороны, ты вроде свободен в своих действиях и поступках, а с другой стороны, постоянно вынужден оглядываться на какие-то ФГОСы, приказы, законы, распоряжения…
  • Свой кабинет. Я как учитель, преподающий химию, имею не только свой кабинет (почти имею — делю его с учителем биологии), но еще и лаборантскую. Что же это значит для меня? Конечно, я могу делать ремонт, вешать картины, плакаты в своём кабинете. Но если я сам куплю все материалы для ремонта, все эти картины и плакаты. Школа на это мне средств не выделит — это же мой кабинет. А так как зарплата у меня не резиновая да и не чувствую я себя щедрым меценатом, то и делать ремонт, вешать картины и оформлять стенды мне не очень хочется. А собирать денежные средства с родителей учащихся официально запрещено. Хотя лично я этого не понимаю, а разве родители не заинтересованы в том, чтобы ух дети обучались в комфортных условиях? Ах да, у нас же бесплатное образование и его полностью финансирует государство (на или регион или муниципалитет — кому как повезёт).
  • Экскурсии и путешествия.  С ними точно также обстоят дела. То есть никак. Где брать средства на экскурсии и путешествия? Вряд ли найдутся учителя, которые согласятся пожертвовать свою зарплату (а может и не одну) на подобные увеселительные или познавательные мероприятия.
  • «Молодость» учителей.  Состояние дел в школе с кадрами не просто удручающая, она плачевная. Сегодня никто не горит желанием работать в школе. Все мечтают зарабатывать деньги. Отсюда и растёт средний возраст учителя. Всё растёт и растёт. А вы помните о извечной проблеме отцов и детей? Так вот, в школе её никто не отменял.
  • На все руки мастер. Ну это вообще проверено и подтверждено. Если ты работаешь в школе, то должен уметь делать всё. И неважно, что тебя этому не учили в институте/университете. Должен и точка. Не умеешь, учись! Причем учись сам. Никто тебя учите не станет. Да, я еще не говорил, что учитель — это самая консервативная профессия. Учителя всё новое всегда воспринимают со страшным скрипом. И да, в последнее время, что ни новый учебный год, то сплошные новшества. Вот только почему-то к началу нового учебного года о них забывают и вводят новые. Взять хотя бы тот же ЕГЭ… который теперь ещё и в 4 классы доберётся.
  • Профессия благородная, но неблагодарная. Если вы учитель, то не ждите, что о вас будут помнить вечно. Нет, кто-то конечно запоминается (классные руководители почему-то всегда). Но вот если ты учитель-предметник, то чаще всего о тебе забудут даже в праздник. И при этом никто никогда не задумывается о том, что все люди проходят через руки учителей. Прежде чем стать Человеком, учителю 11 (ну или по минимуму — 9) лет приходится работать над ребенком. И увы… не всегда этот труд бывает во благо.
  • Неуважение в обществе. Почему-то мне кажется, что я уже доказал это. Сейчас очень странно видеть, как родители приходят в школу на «разборки» с учителем или даже директором. А бывает ещё круче — сразу идут в прокуратуру и пишут заявление на того же учителя, директора. Ни на секунду не задумываясь о том, что это ведь учитель их ребенка! Человек, который уделяет столько времени его воспитанию и обучению. Да, это его работа, да это его зарплата, но согласитесь, если бы учитель просто делал свою работу, не отдавая детям частичку своей души, смог бы он взрастить нового Пушкина или Менделеева? Ах, о чём это я?! Ведь как раз это и происходит. Работа ради зарплаты. Никакой души, никакой самоотдачи и именно поэтому у нас такие родителя и у них такие же дети. А дальше всё будет только хуже. Эти дети вырастут и забудут о своих родителях. А вы говорите уважение!
  • Люди как люди. И в очередях стоят также, как и все остальные. Да, учителей обычно видно за версту. Но почему-то это не срабатывает. А еще мне не хотелось бы чтобы на меня показывали пальцем и говорили «Смотри, учитель идёт!» Звучит почти как ругательство?

Смог я привести 12 опровержений плюсам профессии учителя? И всё ли так плохо? Поживём — увидим!